Наверх
Ночной режим

Всё о софт скиллс

Время чтения: 8 минут
3399
Ночной режим

Гибкие навыки прочно заняли свое место в требованиях к соискателям, ни одно собеседование квалифицированных сотрудников не обходится без анализа soft skills. Часто они ценятся не меньше профессиональных навыков и без наличия софт скиллс будет трудно строить карьеру или вести бизнес. Эти навыки можно и нужно развивать, постоянно оценивать их уровень.

В этом материале мы рассмотрим тему soft skills, что это простыми словами, как их оценить и прокачать.

Что такое софт скиллс

Что такое софт скиллс

Дословный перевод soft skills с английского звучит как «гибкие навыки». Параллельно выделяются hard skills («жёсткие навыки»).

Жесткими называют «узкие», профессиональные навыки. Для программиста это умение писать код, а для дизайнера — умение работать с графическими редакторами. Это те навыки, которые осваивают в учебных заведениях, на курсах или перенимают от более опытных сотрудников. Они нужны для выполнения конкретных задач.

К soft skills обусловлены личными качествами человека, с которыми он родился и развивал на протяжении всей жизни. Это умение общаться с коллегами, быть пунктуальным, решать проблемы и конфликты. Говоря простыми словами, софт скиллз это умение управлять собой для достижения результата.

Такие навыки обусловлены уровнем эмоционального интеллекта (EQ). Он позволяет эффективно убеждать, планировать, делегировать задачи, учиться, преподносить себя, принимать на себя ответственность за результат работы.

История вопроса

Когда появилось понятие soft skills?

Soft skills — не новое явление, люди понимали их ценность столетия назад. В конце 19 — начале 20 века их развитие входило в состав образовательных программ университетов. Далее с автоматизацией и индустриализацией начали цениться специалисты более узкого профиля, которые могли ничего не знать о смежных областях.

К XXI веку скорость изменений намного увеличилась. 10-20 лет назад было просто технически невозможно подготовиться к профессиям, которые существуют сегодня. А сегодня трудно получить технические навыки множества профессий, которые появятся в обозримом будущем. Поэтому начали цениться навыки, которые будут полезны независимо от того, в какой отрасли и индустрии работает человек.

Возможность автоматизации обесценивает узкие профессиональные навыки. Но растет ценность того, что нельзя заменить роботами.

Сам термин «soft skills» появился в армии США в 1960-х годах. Под ними подразумевались все навыки, не требовавшие использования какой-либо техники.

Для чего они нужны?

Для чего нужны soft skills?

Основная ценность soft skills в работе — повышение и сохранение продуктивности. Постоянный анализ работы компаний показал, что развитые soft skills сотрудников составляют 85% профессионального успеха. Такие данные получила исследовательская группа из Фонда Карнеги и двух американских университетов.

Google также отследили эту зависимость. Оказалось, что в самых успешных командах компании максимально развиты навыки софт скиллс. Основную ценность давали навыки лидерства, коммуникации и эмпатии.

В последние годы софт скиллс прошли испытание пандемией и необходимостью уйти на удаленную работу. Целым коллективам пришлось сохранять работоспособность в новом режиме. Это произошло быстро и неожиданно, успешность решения возникших проблем легла именно на навыки софт скиллс.

Кроме карьеры и бизнеса гибкие навыки имеют огромное влияние на повседневную жизнь. Умение очертить личные границы, решать конфликты, быть организованным, чувствовать других людей и общаться с ними определяют качество жизни любого индивида.

Разновидности soft skills

Разновидности soft skills

Разделение soft skills на виды всегда условно, часто зависит от конкретной компании. В некоторых выделяют десятки видов таких навыков. Яндекс определяет для своих сотрудников всего два вида (универсальные и навыки руководителя). Чаще выделяют 4-5 групп, они всегда похожи.

Коммуникативные навыки

Сводятся к способности передать и получить информацию. Подразумевают возможность точно сформулировать мысль, понять своего собеседника, адекватно отреагировать на информацию от других.

Хорошее развитие этого вида навыков позволяет избегать конфликтов в процессе работы, быстрее решать проблемы и работать более продуктивно. Как результат, компании тратят меньше ресурсов на свою деятельность и получают результат быстрее. Поэтому коммуникативные навыки являются самыми востребованными из всех soft skills.

Самоорганизация

Упрощенно ее можно описать как способность сотрудника выполнять работу без напоминаний или воздействия со стороны начальства и коллектива.

Работодатели не хотят тратить ресурсы на содержание в штате неэффективных людей. Необходимость постоянно напоминать и подталкивать к выполнению работы называется микроменеджментом и чем его меньше, тем более эффективным будет коллектив. Сотрудники, которые контролируют свое время, понимают, какие задачи им выполнять и в какой очередности, помогают улучшить рабочие процессы, всегда ценятся и растут быстрее других.

Сотрудники с хорошей организацией вызывают к себе больше доверия. Им дают более широкий доступ к общению с клиентами, не боясь, что они пропустят звонок или не смогут принять решение.

Креативное мышление

Позволяет находить нестандартные или просто хорошие решения возникающих проблем. Бизнес в XXI веке является соревнованием идей, победить в нем могут только компании, вырастившие или нанявшие креативных людей. Для креативности требуются:

  • Хороший уровень интеллекта
  • Гибкое мышление
  • Отсутствие боязни показаться смешным
  • Умение мыслить за пределами шаблонных схем

Кроме личных навыков на креативность влияет рабочее окружение, люди с теми же качествами, создание атмосферы, в которой сотрудник размышляет не только о вознаграждении.

Навыки работы с информацией

Сводятся к поиску информации, ее обработке, обратной связи по ней. В рамках этой компетенции оценивается умение работать с компьютером и компьютерная грамотность. Компании растут в размерах, выходят за пределы одной страны, что постоянно увеличивает потоки информации. Неумение сотрудника справиться с этими потоками делает его малоэффективным, увеличивает количество ошибок. Часто они могут быть чрезвычайно дорогими.

Стрессоустойчивость

Под этим термином подразумевается умение сохранять эффективность даже при повышенных рабочих нагрузках. При хорошей стрессоустойчивости сотрудник спокойно реагирует на возникающие конфликтные рабочие ситуации, способен работать сверхурочно. Повышает продуктивность, защищает от профессионального выгорания.

Со стороны компании требуется устранение источников стресса и поиск ненужных препятствий, на которые тратится энергия.

Самые главные гибкие навыки

Самые главные гибкие навыки

Если говорить о конкретных навыках, то можно привести несколько примеров soft skills, наиболее востребованных в глазах рекрутеров современных компаний:

Коммуникабельность

Означает умение выстроить конструктивный рабочий диалог. Подразумевает умение не только говорить, но и слушать. В некоторых профессиях является ключевым софт скилл. Особенно коммуникабельность важна в клиентоориентированной работе.

Проверяется при устном собеседовании вопросами, требующими развернутых ответов. Оценивается умение человека адекватно воспринимать себя, слушать и располагать к себе собеседников, удерживать их внимание. Коммуникабельность бывает как письменной, так и устной.

Критическое мышление

Это важный soft skill, который дает целый ряд возможностей. Он позволяет находить неочевидные связи между предметами и идеями, обнаруживать несостыковки там, где все выглядит логичным. Критическое мышление пригодится тогда, когда необходимо:

  • Анализировать идеи и рассуждения других людей
  • Строить грамотные аргументы
  • Оценивать важность идей
  • Оценивать собственные мнения и убеждения

Этот навык дает возможность излагать мысли логично, обосновывать свои идеи, мыслить самостоятельно и не попадать под воздействие других людей.

Для развития навыка придется привыкнуть соприкасаться с некомфортной информацией, разбираться в когнитивных искажениях, учиться проверять информацию.

Умение принимать решения

Ценится как среди руководящих сотрудников, так и среди обычного персонала. Сотрудникам приходится принимать множество решений, часто это происходит в условиях давления. Работодатели хотят быть уверенными, что их сотрудник не побоится принять решение и сделать это правильно. Особенно это касается позиций, на которых присутствует фактор риска для компании и рабочих процессов.

Работодатели не любят тех, кто впадает в ступор при страхе неудачи или пытается в таком случае переложить принятие решения на других. Подобные склонности выявляются на собеседовании при помощи тестирования.

Эмоциональный интеллект

Позволяет чувствовать людей, их эмоции, желания, мотивацию и управлять собой или ситуацией.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет решить конфликт в коллективе, повлиять на общую рабочую атмосферу. Сотрудники с хорошим навыком эмоционального интеллекта реже прячут или подавляют эмоции, чаще давая окружающим обратную связь.

Как их развить?

Как развить soft skills?

Разновидностей soft skills огромное количество, к развитию каждого из навыков приходится подходить индивидуально. Методы улучшения коммуникации очевидно не помогут развить навыки управления временем. По развитию каждого из навыков существуют книги, статьи, видео, целые наборы приемов и лайфхаков.

Существуют специализированные курсы, которые помогают прокачать soft skills. Они делятся на курсы для руководителей или рядовых сотрудников. Могут различаться по отраслям, например, для программистов или специалистов по продажам. Часто такие курсы оплачивают сами компании и сами рекомендуют, кому из сотрудников какие навыки нужно развивать.

Есть целый ряд примеров софт скиллс, улучшить которые самостоятельно не выйдет или будет очень трудно. В отдельных ситуациях нормально работать с психологом или психотерапевтом.

Насколько у вас развиты софт скиллс?

Насколько у вас развиты софт скиллс?

Оценка уровня конкретных навыков тоже очень индивидуальна, проблемы по каждому из них проявляются по-разному. На собеседованиях эту работу делегируют обученным сотрудникам, которые задают вопросы или дают тесты по самым разным soft skills. Кандидатов расспрашивают об их опыте или дают типичную ситуацию, прося найти решение.

Самостоятельно эту работу нужно вести по самому широкому списку навыков, честно признаваясь себе, имеется ли проблема с конкретным гибким навыком. Также нужно подумать о следующем:

  • Возникали ли проблемы в общении, и, если да, то какими они были?
  • В какие конфликтные ситуации я попадал и как из них выходил?
  • Имею ли склонность опаздывать, увиливать от работы, тянуть ее до последнего?
  • Испытываю ли дискомфорт или панику при необходимости брать на себя всю ответственность?

Каждый человек хотя бы поверхностно знаком со своими основными проблемами, сильными и слабыми сторонами. Дальше потребуются книги или статьи по конкретным проблемам. С ними нужно не только ознакомиться, но и применять практические советы для тренировки.

Итоги: как soft skills влияют на работу

Анализу soft skills обычно уделяется до 50% собеседования кандидата. Любой руководитель оценивает, комфортно ли ему и его коллективу будет находиться с конкретным человеком по 40 часов в неделю.

Soft skills никогда и ни у кого не бывают идеальными. Но их неудовлетворительный уровень может навредить работе, сделать коллектив слабее конкурирующего из другой компании или полностью развалить команду.

Без достаточно развитых гибких навыков не будет карьерного роста конкретного сотрудника, начнутся проблемы с бизнесом. В XXI веке развитием своих гибких навыков придется обязательно заниматься.

Полезные материалы

По каждому отдельному гибкому навыку существуют десятки книг, статей, вебинаров, лекций. Перечислить их все невозможно. Можно выделить литературу, освещающую «широкие» вопросы.

  • «Джедайские техники», Максим Дорофеев. Книга по продуктивности, управлению собой и своим временем. Есть советы по правильному управлению ресурсами мозга, памяти и мышления.
  • «Думай медленно… Решай быстро», Даниэль Канеман. Книга по эффективному принятию осознанных решений.
  • «Эмоциональное лидерство», Дэниел Гоулман. Подскажет, как чувствовать людей, налаживать позитивную атмосферу в коллективе. Подойдет руководителям и другим желающим прокачать эмоциональный интеллект.
  • «Сначала скажите нет», Джим Кэмп. Книга по ведению переговоров. Научит «вести» собеседника, противостоять в переговорах сильному оппоненту, формировать правильное поведение при переговорах.
  • «Тонкое искусство пофигизма», Марк Мэнсон. Главные темы — стрессоустойчивость, умение легко относиться к жизни, отбрасывать лишнее волнение, мешающее действовать.

Одними широкими темами проблемы с soft skills решить не получится. Придется прорабатывать каждый навык в отдельности, собирая весь доступный дополнительный материал по узкой теме.

Подписывайтесь на наш Telegram канал

И читайте последние новости, статьи и прогнозы от MBFinance первыми

Подписаться

Добавить комментарий

Ваше имя
*
code

24.10.2022
Поделиться:
Курсы криптовалют
Брокеры
Популярные статьи

Курсы валют

Доллар USD (ЦБ): 93.44 -0.65
Евро EUR (ЦБ): 99.58 -0.95
Доллар USD (MOEX): 93.18 -0.69
Евро EUR (MOEX): 99.39 -0.67