Наверх
Ночной режим

Как создавать свои игры и зарабатывать на этом

02.11.2020
Время чтения: 16 минут
521
Ночной режим

Объем дохода мировой индустрии создания игр — около 150 миллиардов долларов в год. И эта цифра постоянно растет. Зарабатывают на этом не только большие команды, но и любители, использующие готовые решения — конструкторы игр, игровые движки. В этой статье мы расскажем о том, как и сколько можно зарабатывать на создании игр.

Какие бывают игры — яркие примеры и факты

Игры для ПК (Windows, Linux, Mac)

  • GTA V от Rockstar — более 130 миллионов проданных копий по всему миру, колоссальная популярность на тематических площадках (форумах, блогах), YouTube и даже за пределами игрового мира. Затраты на создание игры в размере $265 миллионов — просто ничто по сравнению с общим доходом ($6 миллиардов). Компания Rockstar тратит огромные средства на разработку, получает налоговые льготы и планирует дальнейшую экспансию в мире гейминга. Миллионы игроков во всем мире покупали консоли специально под GTA5. В наше время игра доступна для разных платформ (ПК, XBox, Playstation).
  • Call of Duty: Modern Warfare 2 — детище компании Activision. На разработку было потрачено $50 миллионов, на маркетинг — четверть миллиарда! Затраты окупились с лихвой: только в первые сутки геймеры принесли компании более $400 миллионов. Данный факт был включен в Книгу Рекордов Гиннеса. Общий доход создателей — более $1 миллиарда.
  • Destiny от Activision — разработка вместе с маркетингом обошлась в баснословные полмиллиарда долларов. Столько же было заработано в первый день продаж! Научно-фэнтезийный мир пришелся по душе игрокам, однако вторая версия Destiny 2 оказалась менее популярной и востребованной.
  • Fortnite от Epic Games — самая прибыльная игра 2019 года, которая принесла создателям $2,4 миллиарда. Разработана на игровом движке Unreal Engine 4, доступна для ПК, MAC, консолей, мобильных устройств на Android (в 2020-м году была удалена из App Store в связи с конфликтом с компанией Apple).
  • Minecraft — самая продаваемая игра в истории, которая принесла своему создателю Маркусу Перссону $2,5 миллиарда — столько за нее заплатила компания Microsoft. Minecraft — яркий пример того, сколько можно зарабатывать на создании игр, если у вас нет дорогостоящего оборудования, инвесторов и команды единомышленников. Сначала Перссон трудился без компаньонов, а финансирование обеспечивали фанаты.
  • League of Legends — на самом деле легендарная игра, так как на протяжении нескольких месяцев в онлайне в любой момент времени находились 3 миллиона игроков. «Лучшая бесплатная игра», «Онлайн игра года», «Выбор игроков ПК» — количество титулов можно перечислять бесконечно. В 2012-2014 организовывались чемпионаты мира по League of Legends. Каждый раз призовой фонд составлял более $2 миллионов.

Производители игр для мобильных устройств

  • Electronic Arts — одна из самых старых компаний, которая присутствует на рынке почти четыре десятилетия. Первоначальное финансирование обеспечил создатель Трип Хокинс, который занял у своего отца $5 тысяч. Годовой доход компании — миллиарды долларов, а самые известные игры — Need for Speed, Star Wars Lord of Rings, Little Big Adventure, UFC. В последнее время компания активно разрабатывает игры для мобильных устройств, самые удачные и известные — Rivals, Fifa Mobile, Madden, Iron Force, The Sims, War Friends и другие. Оценка стоимости Electronic Arts — $14 миллиардов, что больше капитализации многих нефтедобывающих и автомобилестроительных компаний. Это ли не свидетельствует о том, что разработка игр — вовсе не игра?
  • Imangi Studios — крупнейшая американская компания в сфере создания компьютерных игр, которая была основана семейной парой. Мужу-американцу и жене-россиянке пришлось уволиться и несколько лет работать на перспективу. Миссия Imangi Studios — создание игр для всей семьи, которыми можно наслаждаться вместе. Первый проект — игра, в которой игрокам предлагалось передвигать буквы для составления слов. Она принесла около $5 тысяч долларов. После были выпущены Little Red Sled, Max Adventure, Temple Run.
  • Gameloft — французская компания, которая была первой из больших разработчиков, приступивших к реализации своих продуктов через AppStore. Всего через восемь месяцев после начала продаж Gameloft продала более 2 миллионов копий. Впечатляют и рекламные бюджеты, и цифры продаж. Игра Miserable and Minion Rush была скачана более 1 миллиарда раз.
  • Valve Corporation — компания, которая подарила геймерам Half-Life, Counter-Strike, Dota 2. Завоевывать мобильный рынок было решено только в 2019 году. Геймеры оценили Dota Underlords, которая стала доступна для Android, iOS и в Steam.

Браузерные игры

  • Runescape — самая популярная браузерная игра в жанре MMORPG. Чрезвычайно известна среди западных геймеров, меньше — в рунете. Создатели разработали множество сюжетных линий, которые развиваются в фантастическом мире, где обитают древние боги и другие сказочные персонажи. Разработчик Jagex Ltd предложили урезанную бесплатную версию и возможность приобретения дополнительных функций. По состоянию на 2020 год количество активных игроков — 1,1 миллиона. Jagex выпустила первую мобильную игру Bounce Down для пользователей iPhone и iPod touch 3 в конце 2009 года, после вышли релизы Star Cannon, Miner Disturbance.
  • Mope.io — игра, которая на полном серьезе рекомендуется некоторыми психологами. Задача игрока — эволюционировать от слабого существа к сильному. Утверждают, что это может повысить самооценку и положительно повлиять на борьбу с депрессией.

Ниже представлен рейтинг из 20 наиболее продаваемых игр:

Название Продано млн. копий Дата выпуска
1 Tetris 495 6 июня 1984
2 Minecraft 480 17 мая 2009
3 Grand Theft Auto V 135 17 сентября 2013
4 Wii Sports 82 19 ноября 2006
5 PlayerUnknown’s Battlegrounds 70 20 декабря 2017
6 Pokémon Red и Blue 45 27 февраля 1996
7 Super Mario Bros 40 13 сентября 1985
8 Mario Kart Wii 37 1 декабря 2007
9 Wii Sports Resort 33 10 апреля 2008
10 Red Dead Redemption 2 31 26 октября 2018
11 Call of Duty: Modern Warfare 3 30 8 ноября 2011
12 Call of Duty: Black Ops 30 9 ноября 2010
13 New Super Mario Bros. Wii 30 15 мая 2006
14 The Elder Scrolls V: Skyrim 30 11 ноября 2011
15 Diablo III 30 15 мая 2012
16 Call of Duty: Black Ops II 29 12 ноября 2012
17 Pokémon Gold/Silver/Crystal 29 21 ноября 1999
17 The Witcher 3: Wild Hunt 28 19 мая 2015
18 Duck Hunt 28 21 апреля 1984
19 Wii Play 28 2 декабря 2006
20 Grand Theft Auto: San Andreas 27 26 октября 2004

Кто занимается разработкой игр

Разработкой игры может заниматься один человек, что ярко продемонстрировал создатель Minecraft Маркус Перссон, ставший после сделки с Microsoft миллиардером.

Более 43 тысяч оценок на Google Play получила игра One Guy Run, которая была создана и разрекламирована популярным блоггером
EeOneGuy и его другом. Прорисовка текстур и 3D моделлинг достаточно простые, идея — преодоление препятствий мальчиком, который постоянно опаздывает в школу.

Отсутствие уникальной идеи, примитивный сюжет и достаточно простая графика все равно привели к большой популярности, что лишний раз свидетельствует о важности маркетинга.

В 2020 году, когда наблюдается огромная конкуренция, более оправдано работать командой, каждый участник которой имеет свои обязанности, например:

  • Геймдизайнер — его задача проектирование игрового процесса. Этот специалист должен продумать не только структуру игры, но и правила. В больших компаниях может быть разделение на специалистов, которые занимаются разработкой персонажей, пользовательского интерфейса, продумывают игровую механику. Геймдизайнер больше других вовлечен в игровой процесс и обязан продумать все детали. Зарплата — 150-200 тысяч рублей в месяц.
  • Художник — эксперт по прорисовке игрового мира, персонажей и других деталей. В работе использует актуальное программное обеспечение для 2D или 3D анимации, установленное на мощные компьютерные станции. Если игра это подразумевает, применяется софт для моделирования кинематики, физики и другие технологии. Несмотря на то, что художник — IT-специальность, в его задачи не входит написание кода или даже его понимание. Зарабатывает художник геймдева 80-150 тысяч рублей в месяц.
  • Программист — специалист по разработке кодовой базы. Его задача — заставить работать нарисованные художником персонажи, поведение которых определено геймдизайнером. Если проект крупный, каждая часть игры разрабатывается конкретным специалистом. Вознаграждение программистов геймдева — от 120 тысяч рублей в месяц.
  • Композитор и звукорежиссер — специалист по написанию музыкального сопровождения. В последнее время наблюдается практика приобретения звуковых эффектов и целых трэков на биржах фриланса (Audiojungle и другие). Но в большом проекте обязательно используется авторская музыка. Инструменты композитора — Midi-клавиатура и компьютер. Рабочая среда — FL Studio, Steinberg Cubase. Живое исполнение, подразумевающее привлечение симфонического оркестра, возможно только при огромных бюджетах на игру, и чаще всего не применяется. Заработная плата обычно сдельно-премиальная или 60-100 тысяч рублей в месяц.
  • Тестировщик — инженер, задача которого — проверить функционал и удостовериться в отсутствии багов. Задача — непосредственное использование и написание технических отчетов для программиста с рекомендациями внести изменения в код. Вопреки распространенному мнению, тестировщик в геймдеве — это не человек, который целыми днями играет в игру, а достаточно неплохо разбирающийся в коде специалист. Зарплата — от 60 тысяч рублей в месяц.

Процесс создания своей игры — с чего начать?

Выбор жанра

  • Симуляторы — управление автомобилем, самолетом, поездом, подводной лодкой или космическим кораблем (Farming Simulator, Mirrors Edge, 3D Инструктор);
  • Стратегии — построение государства, цивилизации, выполнение ответственного задания (Civilization, Age of Empires, SimCity, Company of Heroes, Rome: Total War);
  • Спортивные (Forza Horizon, Need For Speed, Fifa, Motorsport Manager, QWOP, Fire Pro Wrestler);
  • Приключения, квесты (The Walking Dead, Fahrenheit, Syberia, The Neverhood);
  • Ролевые игры — игрок перевоплощается в героя и полностью управляет его действиями (The Witcher, Dark Souls, Planescape, Fallout, Borderlands, Red Dead Redemption);
  • Обучающие (головоломки, пазлы, логические) — преследуют цель обучения через игру. Хорошими примерами могут служить продукты компании Blake Education, которая создает игры для обучения чтению (Reading Eggs), математике (MathSeeds).

Идея и сюжет

Современные игры (как и продукция кинематографа) редко имеют оригинальную идею, но все решает сюжет.

Подобные вопросы — сфера ответственности сценариста и геймдизайнера. Обычно сюжет может меняться по ходу разработки, особенно когда речь идет о стратегиях.


Разработка идеи и сюжета — это первая стадия создания игр, до программирования, звукового сопровождения и детальной прорисовки персонажей.

Основные фишки и аудитория

Разработчики должны понимать параметры целевой аудитории перед созданием игры, и только после получения четкого представления об идеальном покупателе добавлять в интерфейс особые фишки и возможности.

Большие компании проводят маркетинговые исследования, изучают спрос. В результате определяются следующие параметры:

  • Место жительства;
  • Семейный статус;
  • Пол;
  • Уровень доходов;
  • Потребности;
  • Интересы;
  • Как проводят свободное время.

Это актуально даже в том случае, если игра разрабатывается для общемировой аудитории.

Выбор платформы для игры

На сегодняшний день больше 50% игроков используют мобильные устройства для игр, поэтому создание игры с нуля разумно начинать с ориентации на рынок mobile.

Большие и известные компании стараются обеспечить максимальное присутствие, поэтому разрабатывают продукцию для игровых консолей, mobile, PC, Mac, также в отдельных случаях создают браузерные и VR версии.

Выбор движка и языка программирования

Сегодня практически никто не пишет игры с нуля, например, на С++, как это было еще несколько десятков лет назад. Принято использовать готовые решения — программы для создания игр для начинающих и профессионалов. Это специальные конструкторы, благодаря которым процесс создания превращается в моделирование. Правда для многих задач без знаний программирования не обойтись.

Важно различать два подхода:

  • Любительский — используются конструкторы для создания игр на андроид (AppGyver, AppMachine, AppMakr). Это приложения для создания игр без программирования. Результат — вполне приличные игры и приложения для загрузки на Google Play.
  • Профессиональный — предполагает написание программного кода в таких средах как Unreal Engine и Unity 3D. Сложная многоуровневая игра с большим количеством уникальных персонажей, фонов, других элементов. Также подобные инструменты применяются для разработки искусственного интеллекта врагов или сложного поведения и физики внутри игры.

Трехмерные модели, ассеты и другие визуальные составляющие

Для коммерческого успеха игры чрезвычайно важно разработать качественные 3D модели и другие визуальные элементы.

Легендарная гонка Need For Speed: Porsche Unleashed обрела популярность благодаря четкой прорисовке трасс, а в 80-90-ых годах популярность стратегии Dizzy обеспечил не только сюжет и графика, но и узнаваемый персонаж, которого до сих пор помнят пользователи легендарного компьютера ZX Spectrum.

Игра Dizzy

Звуковое сопровождение

Звук в компьютерных играх — не просто сопровождение игрового процесса, но и источник информации. В хорроре можно слышать шаги приближающихся противников, в шутерах — очереди из автоматов за стеной. В стратегиях изменение звукового ряда может свидетельствовать о приближении опасности.

Даже элементарная браузерная 2D игра не обходится без звукового сопровождения (шаги, сбор монеток, поражение противника и тому подобное).

Разработка прототипа

Трансформация идеи в реальный проект невозможна без промежуточной стадии — создания прототипа.

Под этим термином принято понимать черновую версию проекта, которая может быть использована для демонстрации инвесторам, сбора обратной связи от бета-тестеров, поиска слабых мест в геймплее.

Геймдизайн и создание уровней

Использование редактора уровней требуется для детальной проработки миссии, задания, локации, окружения.

При разработке следует избегать багов в уровнях, которые могут привести к попаданию игрока в неигровую зону, возможности набора очков благодаря повторяющемуся действию, которое не имеет смысла (убийство одного и того же воскресающего персонажа).

Разработчики должны учитывать особенности ландшафта, расположение препятствий, другие не самые очевидные моменты.

Как правило, при разработке уровня сначала создается прототип из «белых картонных» коробок, чтобы понять динамику прохождения, удобство локации, масштаб персонажа по отношению к другим игровым объектам, а также, сложность создаваемого уровня.

Тестирование игры

Перед выпуском игры в массы следует провести ее тестирование. Этим в процессе разработки занимаются штатные тестировщики. Многие компании также привлекают бета-тестеров для сбора багов и получения реального фидбэка.

Публикация игры и издание

Некоторые создатели игр избегают сотрудничества с издателями и сразу же приступают к публикации в AppStore или Google Play.

На высоком уровне принято пользоваться услугами издателей. Обычно их работа сводится к следующему:

  • Объективная оценка игры, предоставление отчета о недочетах и соответствующих рекомендаций;
  • Проведение первоначального маркетингового исследования с целью разработки стратегии правильного позиционирования;
  • Публикация и маркетинг (очень часто затраты на рекламу в разы и десятки раз превышают количество денег, потраченное на разработку).

Реклама и маркетинг

Реклама игр чаще всего сводится к покупке контекстной рекламы и обзоров у блогеров.

Большие компании закупают обзоры в отраслевых СМИ и привлекают известных личностей.

В качестве примера можем привести Билла Гейтса, который записал рекламный ролик для игры Doom с целью продвижения платформы Windows в игровой индустрии.

Своей популярностью Minecraft обязан в значительной мере огромному количеству обзоров на YouTube, за что создателям не пришлось ничего платить.

Обзор игры у популярных блогеров — практически гарантия привлечения большого количества целевой аудитории.

Программы и движки для разработки игр

  • Unreal Engine — бесплатный для использования движок, написанный на языке С++. Оплата взимается только после того, как игра станет коммерчески успешной, и составляет 5% от общемирового дохода. С помощью Unreal Engine можно создавать игры для Microsoft Windows, Linux, PlayStation, Xbox, Android и других платформ. Программирование возможно на чистом С++ и с помощью встроенного визуального редактора BluePrint. Создание игр на Unreal Engine 4 — перспективное направление, о чем свидетельствует его применение крупными производителями, а также то, что многие компании, предлагающие обучение геймдеву, ориентируются именно на данную технологию.
  • Unity 3D — интегрированная среда разработки, с помощью которой были созданы такие игры как The Golf Club, Assault Android Cactus, Dead Trigger. Гибкая система оплаты: разработчики, игры, которых приносит меньше 100 тысяч долларов в год, могут пользоваться Unity бесплатно. Потенциал Unity можно раскрыть с помощью таких языков программирования как C#, Python, Rust, C++.
  • Phaser — движок для создания онлайн игр формата 2D на технологии HTML5. Языки программирования — TypeScript и JavaScript. Открытый исходный код и большое русскоязычное коммьюнити делают Phaser выбором номер один для создателей несложных браузерных игр.
  • CryENGINE Free SDK — движок, с помощью которого были созданы такие легенды шутеров как Crysis и Far Cry. Среди главных возможностей — достаточно реалистичная графика, детальная прорисовка ландшафтов и других карт. Использование бесплатное, при коммерческом распространении — гибкая тарификация в зависимости от количества продаж.

Дополнительные программы, которые нужны для создания игр

2D графика

  • Adobe Photoshop — лидер индустрии. С помощью данного софта можно разрабатывать дизайн персонажей, создавать фоны, заниматься практически любой обработкой графических файлов. Adobe Photoshop позволяет ускорить создание 2d игры на Unity или другом движке.
  • Adobe Illustrator — мощный инструмент для создания и редактирования векторной графики. Активно применяется для управления цветом, текстом, подходит для создания браузерных игр и других, которые не требуют трехмерной графики.
  • CorelDRAW Graphics Suite — самая старая программа для работы с векторной графикой. Обеспечивает трассировку растровых изображений в вектор, оснащена плагинами для редактирования фото в RAW-формате, обладает инструментами «динамика», «тень блока» и другими.

3D графика и анимация

  • Autodesk Maya — мощный редактор трехмерной графики и анимации, который применяется не только в игровой индустрии, но и на телевидении, в кинематографе и других сферах.
  • Blender — профессиональный редактор, который предоставляется на бесплатной основе. Используется в кино, а также для создания игр.
  • Cinema 4D — программа для работы с 2D и 3D графикой. Имеет большое количество модулей и пакетов, поддерживает создание игр на питоне, C++, Xpresso.

Звуковое сопровождение

  • Audio Design Desk — обладает библиотекой из более чем 20 тысяч встроенных звуков, которые отсортированы по категориям (выстрелы, шаги, удары). Позволяет создавать собственные эффекты на основе готовых сэмплов.
  • FL Studio — редактор-секвенсор, который позволяет создавать треки, используя эффекты из встроенной базы, а также сгенерированные в другой программе. Для русскоязычных пользователей использование данной программы особенно актуально, так как на YouTube имеется большое количество качественных обучающих видео.
  • Audacity — редактор для захвата и обработки аудиопотока. Обладает мощной и эффективной системой удаления шумов. Используется для записи и обработки речи с последующим переносом в другие редакторы.

Как зарабатывают на своих играх

Продажа на площадках

  • Steam — платформа цифровой дистрибуции, которая подходит для известных брендов. Здесь продается больше 10 тысяч игр, количество активных пользователей — 125 миллионов. Сервис обеспечивает соблюдение авторских прав, берет на себя маркетинг, предлагает разные варианты финансового сотрудничества.

Магазин игр Steam

  • App Store и Google Play — самый популярный вариант предложить свою игру сотням миллионов пользователей. Игра может распространяться бесплатно, но подразумевать покупки в процессе использования. Также популярный способ заработка — встроенная реклама, но главное, в чем способствуют данные сети, — именно распространение. Традиционно пользователи техники Apple являются более платежеспособными, поэтому те, кто знает, как зарабатывать на создании игр, в первую очередь предлагают версии для устройств на iOS.

    Важно помнить, что обе площадки и App Store и Google play берут платежи за регистрацию аккаунта разработчика:

    • Apple — $99 в год, также 30% за покупки пользователей внутри приложения;
    • Google — $25 единоразово, также 30% за покупки пользователей внутри приложения.

Google PlayMarket

Реклама внутри игры

In-App — размещение рекламных объявлений по ходу игры:

  • Промежуточная реклама — на весь экран в процессе перехода между действиями, сценами, уровнями;
  • Баннерная — статический или анимированный баннер стандартного размера;
  • Нативная реклама — результат заранее согласованного сотрудничества бренда с разработчиком (герой может ездить на авто определенной марки или носить кепку с логотипом производителя);
  • Видеореклама — трансляция видеоролика в промежуточном полноэкранном формате;
  • Вознаграждающая реклама — один из видов мотивированного трафика; Пользователи получают очки, баллы, другое вознаграждение за просмотр рекламных сообщений.

Хорошим вариантом является предоставление возможности приобретения платной функции, которая отключает In-App рекламу.

Платные дополнения и покупки в игре

Изначально платные дополнения планировались как возможность расширить функционал игры, но в последнее время их называют «бедой игровой индустрии».

Многие игры имеют достаточно урезанный вид, из-за чего без платных дополнений в них просто невозможно играть.

Некоторые разработчики являются сторонниками подхода «фримиум»: базовые функции игры предоставляются бесплатно, игрок может полноценно ими пользоваться, а расширенные возможности покупаются теми, кто решит детальнее погрузиться в игровой мир.

Пожертвования

Интересный вариант заработка на играх, которые имеют образовательную миссию (обучение английскому, пению, игре в шахматы).

В рунете пожертвования не особо распространены, в англоязычном интернете эта схема хорошо работает, когда игроки знают разработчика и регулярно пользуются его продуктами. В отдельных случаях разработчик может распространять за пожертвования открытый программный код, но в силу огромной конкуренции в игровой индустрии это особого интереса для целевой аудитории, самих игроков, не представляет.

Краудфандинг

Онлайн-пожертвования — популярный способ сбора начального капитала для стартапов, игр и других интересных идей.

В 2018 году на краудфандинговой площадке Kickstarter разработчики видеоигр собрали 15,8 миллиона долларов. Но в последнее время этот вариант становится менее популярным. Подобные сообщества более ориентированы на создание ресурсов, которые приносят реальную пользу определенным категориям населения, чем на спонсирование развлекательных проектов, которые заведомо являются коммерческими.

Где обучаться созданию игр

  • SkillBox — онлайн-университет, который предлагает сразу несколько курсов для желающих внедриться в сферу разработки игр. «Профессия геймдизайнер» это — обучение созданию игр от концепции до релиза. Используется движок Unity. Длительность обучения 8 месяцев, компания оказывает помощь в трудоустройстве, обеспечивает участие в реальных проектах.
  • Нетология приглашает на курс «Геймдизайнер», в процессе которого кроме изучения базовых технологий обучающиеся создадут реальные проекты, необходимые для трудоустройства. Разработка прототипа собственной игры — на популярном движке Unreal Engine, программа обучения включает не только планирование и написание кода, но и ознакомление с маркетингом.
  • Факультет разработки игр Онлайн-университета Mail.Ru приглашает на обучение и предлагает отправиться на собеседование с рекомендациями со своей полностью готовой игрой. Акцент — на практику, освоение актуальных технологий. Эти курсы по созданию игр хороши тем, что  они проходят на реальном факультете реального университета. Обучением занимаются опытные разработчики с высшим образованием, имеющие ученые степени, практикующие программисты.
  • Udemy — видеохостинг, где можно ознакомиться с большим количество разных курсов на любой вкус. Одни из самых популярных — Разработка игр на Unity 3D, Разработка HTML5 игр на Phaser 3. Можно также изучать геймдев на практике в процессе создания игры. Хороший пример — курс «Шахматы на C# и Unity», с помощью которого можно научиться программированию на C# и созданию игр на   телефоне.
02.11.2020
Поделиться:
Время чтения: 16 минут
521
Ночной режим

Рекомендуем почитать

Курсы криптовалют

Добавить комментарий

Ваше имя
Введите код *
code