Как составить бизнес-план
Чтобы построить успешную компанию, мало найти креативную идею. Важно все хорошо обдумать и просчитать: насколько перспективно направление, какая емкость рынка, есть ли в регионе компании-конкуренты, сколько нужно вложить на старте и когда ожидать выход предприятия на самоокупаемость.
Убедительно и структурированно ответ на эти и десятки других вопросов дает бизнес-план. Поэтому сегодня говорим о том, как составить документ, где найти базу образцов и чем отличается бизнес-план крупного предприятия от расчетов, созданных под микропроект.
Содержание:
Что такое бизнес-план и почему он необходим
Бизнес-план – это документ, который определяет цели предприятия, а также содержит подробную инструкцию для их достижения. Составляют бизнес-план как для новых проектов, чтобы оценить их перспективность, так и действующим компаниям. В последнем случае к документу прикладывают финансовую отчетность за предыдущие периоды, и проводят расчеты, ориентируясь на накопленные результаты.
Бизнес-план может быть составлен для использования внутри организации или предоставления другим компаниям:
- внутренние бизнес-планы нужны акционерам и менеджменту компании, чтобы оценить эффективность предприятия, откорректировать стратегию, найти пути выхода из кризиса, определить новые направления движения.
- внешние бизнес-планы позволяют бизнесу привлечь инвесторов, получить кредит в банке, оформить социальный контракт или убедить покупателя в рентабельности предприятия, выставленного на продажу.
Образец
Понять, как правильно создать бизнес-план самостоятельно, поможет образец с подробными расчётами. В выбранном примере все вычисления произведены в Excel – это самый простой инструмент для управленческого планирования.
Также могут пригодиться:
- бесплатные образцы бизнес-планов от агрегатора ооо-бизнес-план.рф;
- бесплатный шаблон универсального бизнес-плана в формате Excel.
Основные разделы бизнес-плана
Любой проект состоит из описательной (текстовой) части и финансовой модели (расчетов). Задача последней – оценить эффективность предложенной стратегии. Перечень и порядок расположения разделов бизнес-плана не случаен. Их определяет выбранный стандарт. Самые распространенные среди них:
- UNIDO – международный стандарт, разработанный подразделением ООН. Впервые он был опубликован в 1978 году и стал первым документом, регламентирующим проведение оценки проектов.
- BFM Group – стандарт одноименной компании, который по сути представляет собой расширенный вариант структуры UNIDO и дает инвестору полную информацию о финансовых показателях компании.
- TACIS – стандарт, разработанный в рамках программы Евросоюза по поддержке предпринимательства в странах СНГ.
- KPMG – детище одной из крупнейших консалтинговых компаний в мире. Основное внимание в структуре уделено маркетинговой и финансовой частям, гораздо меньшее – техническому разделу.
- ЕБРР – стандарт Европейского банка реконструкции и развития, актуальный для средних и крупных предприятий, планирующих получить кредит.
Чтобы увидеть разницу стандартов достаточно посмотреть на предложенную ими структуру бизнес-планов:
UNIDO | BFM Group | TACIS | KPMG | ЕБРР |
Резюме | Меморандум о конфиденциальности | Регламентирование авторских прав | Меморандум о конфиденциальности | Меморандум о конфиденциальности |
Описание отрасли и компании | Резюме | Краткое описание | Резюме | Резюме |
Описание товаров или услуг | Компания | Предприятие и его общая стратегия | Товары и услуги | Предприятие |
Продажи и маркетинг | Предпринимательская среда | Маркетинговая стратегия | Анализ рынка и отрасли | Проект |
Производство | Характеристика продукта | Производственная стратегия | Целевые рынки | Финансирование |
Организационная структура | Анализ рынков сбыта | Система управления предприятием | Стратегии рекламы и продвижения | Приложения |
Финансы | Конкуренция и конкурентные преимущества | Финансы | Управление | |
Оценка эффективности проекта | Организация внешнеэкономической деятельности фирмы | Анализ факторов риска | Финансовый анализ | |
Гарантии и риски компании | Маркетинговая стратегия | Приложения | Приложения | |
Приложения | План продаж | |||
Производство | ||||
Организационная структура и менеджмент | ||||
Инвестиции, стратегия и источники финансирования | ||||
Финансовое обоснование | ||||
Приложения |
В российской предпринимательской среде самым популярным по-прежнему остается UNIDO. Поэтому рассмотрим, как составить бизнес-план, именно по стандарту ООН – читайте пошаговую инструкцию.
Резюме
Важная часть документа, по которой инвесторы судят о перспективности всего проекта. Если резюме окажется недостаточно убедительным, банк может отказать в кредите, а покупатель отказаться от подписания сделки.
В самом резюме тезисно стоит описать:
- для нового проекта – актуальность идеи, потребности рынка, суть предложения, обоснование его успешности;
- для действующей компании – цели проекта, точки роста, финансовое положение компании, стратегию.
Резюме должно кратко ответить на все вопросы инвестора или учредителя: какие вложения потребуются, сколько времени пройдет до достижения самоокупаемости проекта, на какую прибыль можно рассчитывать. Все следующие разделы подтвердят и расшифруют тезисы, представленные в резюме.
Описание отрасли и компании
Раздел должен рассказать об:
- отрасли экономики, ее перспективах в тех регионах, где работает предприятие;
- компании – ее положении на рынке, конкурентных преимуществах, миссии и принципах.
Описание товаров и услуг
В этом разделе нужно описать все виды товаров (услуг), которые производит предприятие. Хорошо, если у вас есть фотография или чертеж продукта, чтобы можно было продемонстрировать образец. Удобнее всего представить информацию в табличном виде, предусмотрев пункты:
- название товара (услуги);
- краткое описание;
- отличия от продуктов конкурентов;
- возможность оформления патента;
- лицензирование;
- степень готовности к выпуску;
- сертификаты;
- безопасность, экологичность;
- упаковка, условия поставки;
- гарантии, сервисное обслуживание;
- утилизация товара после окончания срока эксплуатации.
Выше перечислены все возможные пункты. Использовать их все необязательно. Выберите только те, которые актуальны для вашей фирмы.
Продажи и маркетинг
Нужно убедить инвестора в том, что на вашу продукцию будет спрос. Например, если вы оказываете услуги по ремонту медицинской техники, в разделе стоит расписать, каким городским клиникам может быть интересно это предложение. Если планируете выпускать мобили для новорожденных, придется детально изучить пожелания родителей к товару, составить перечень всех возможных каналов сбыта, разработать примеры креативов для первой рекламной кампании.
План производства
Один из самых объемных разделов. Включает такие пункты:
- общие сведения о технологиях, оборудовании;
- планируемые объемы производства;
- расходы на оплату труда персонала;
- расходы на закупку сырья, материалов, комплектующих;
- расчет себестоимости каждого вида товара (услуги).
Организационный план
Писать в разделе стоит о том, какая иерархия в вашей компании: какие подразделения нужно выделить, как разные отделы будут взаимодействовать друг с другом. Удобнее всего представить организационную структуру схематично, в виде дерева. Сразу будет понятен состав управленческий команды, зоны ответственности сотрудников.
Финансовый план
Если резюме проекта заинтересует инвестора, он сразу перейдет к финансовым планам. Поэтому предоставьте здесь полную информацию:
- затраты на этапе открытия предприятия или обоснование величины вложений для проведения модернизации;
- постоянные, переменные затраты текущего периода;
- планируемый объем продаж;
- анализ денежных потоков;
- расчет точки безубыточности предприятия;
- прогнозный баланс.
Оценка эффективности проекта
На основании финансовых расчетов можно делать выводы о привлекательности проекта для всех участников. Например, сотрудники банка, чтобы принять положительное решение о кредитовании, должны убедиться в том, что проект жизнеспособен, а заемщик сможет вовремя погасить долг. Акционерам интересно, как изменится величина дивидендов после закупки нового оборудования. Предприниматель, увидев величину чистой прибыли, сможет принять окончательное решение о целесообразности запуска проекта.
Гарантии и риски компании
Планом должны быть предусмотрены предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства. Также продумайте гарантии возврата средств инвесторам, партнерам.
Приложения
Чтобы не увести читателя от главного к частностям, все наглядные материалы лучше вынести в отдельный раздел. Пронумеруйте документы, фотографии, чертежи, объемные таблицы и просто оставьте на них ссылку в тексте.
Бизнес-план для предприятия: в чём особенности
Крупные и средние предприятия в стратегическом планировании чаще прибегают к методике KPMG. Она дает исчерпывающие ответы на те вопросы, которые интересны акционерам, менеджменту сотрудникам фирмы.
Когда цель создания документа – получение инвестиций, подойдет методика EBRR. Создание документа по этому стандарту очень трудоемко, так как предполагает сбор информации о компании с момента ее основания. В плане нужно отобразить все изменения финансового состояния предприятия, проведенные реорганизации, модернизации, смену собственников, управляющих, данные о возможных судебных спорах.
Бизнес-план для малого бизнеса
Микробизнес связан с ограничениями: финансовыми и человеческими. Поэтому разбираться, как сделать бизнес-план, предпринимателю придется самому с нуля.
Особенное внимание уделите изучению ниши. В отличие от крупных игроков, микробизнес, за редким исключением, не создает тренды. Задача предпринимателей – прочувствовать среду, уловить потребность. Яркий пример: вы не сможете убедить жителей небольшого периферийного города покупать вкусный кофе по цене 300 рублей за чашку. Но можете получать пассивную прибыль, если установите кофейные автоматы в сети продуктовых магазинов.
Другая важная особенность микробизнеса – чувствительность к любым изменениям среды и относительно небольшие резервы. Это значит, что любая управленческая ошибка, которую сделала небольшая компания грозит стать фатальной. Поэтому предпринимателю сразу стоит подумать о возможностях быстрого перепрофилирования, продумать варианты изменения маркетинговой стратегии.
Заключение
Даже зная, как составить бизнес-план для малого бизнеса, начинающие предприниматели часто пренебрегают этапом планирования. Увы, интуиция в бизнесе – плохой помощник. И, понадеявшись на авось, большая часть стартапов закрывается в первый же год своей деятельности. Поэтому единственно верный подход: сначала все просчитывать и лишь затем приступать к реализации.
Подписывайтесь на наш Telegram канал
И читайте последние новости, статьи и прогнозы от MBFinance первыми
Подписаться