Наверх
Ночной режим

Как составить бизнес-план

Время чтения: 8 минут
11313
Ночной режим

Чтобы построить успешную компанию, мало найти креативную идею. Важно все хорошо обдумать и просчитать: насколько перспективно направление, какая емкость рынка, есть ли в регионе компании-конкуренты, сколько нужно вложить на старте и когда ожидать выход предприятия на самоокупаемость.

Убедительно и структурированно ответ на эти и десятки других вопросов дает бизнес-план. Поэтому сегодня говорим о том, как составить документ, где найти базу образцов и чем отличается бизнес-план крупного предприятия от расчетов, созданных под микропроект.

Что такое бизнес-план и почему он необходим

Что такое бизнес-план и почему он необходим

Бизнес-план – это документ, который определяет цели предприятия, а также содержит подробную инструкцию для их достижения. Составляют бизнес-план как для новых проектов, чтобы оценить их перспективность, так и действующим компаниям. В последнем случае к документу прикладывают финансовую отчетность за предыдущие периоды, и проводят расчеты, ориентируясь на накопленные результаты.

Бизнес-план может быть составлен для использования внутри организации или предоставления другим компаниям:

  • внутренние бизнес-планы нужны акционерам и менеджменту компании, чтобы оценить эффективность предприятия, откорректировать стратегию, найти пути выхода из кризиса, определить новые направления движения.
  • внешние бизнес-планы позволяют бизнесу привлечь инвесторов, получить кредит в банке, оформить социальный контракт или убедить покупателя в рентабельности предприятия, выставленного на продажу.
Интересно! В идеале составлением документа должна заниматься команда. Маркетолог исследует рынок и конкурентов. Технологическую часть напишет специалист, знакомый со всеми тонкостями производства. Финансовые расчеты сделают сотрудники планово-экономического отдела.

Образец

Понять, как правильно создать бизнес-план самостоятельно, поможет образец с подробными расчётами. В выбранном примере все вычисления произведены в Excel – это самый простой инструмент для управленческого планирования.

Также могут пригодиться:

Интересно! Любые найденные образцы помогут в составлении собственного бизнес-плана, дадут представление, что такое вообще этот документ. Но полагаться на предложенный анализ рынка и расчеты не стоит. Ситуация в выбранной нише может кардинально различаться в разных регионах России. Также различаться в городах будет стоимость аренды, цены на сырье, величина средней зарплаты и т. д.

Основные разделы бизнес-плана

Любой проект состоит из описательной (текстовой) части и финансовой модели (расчетов). Задача последней – оценить эффективность предложенной стратегии. Перечень и порядок расположения разделов бизнес-плана не случаен. Их определяет выбранный стандарт. Самые распространенные среди них:

  • UNIDO – международный стандарт, разработанный подразделением ООН. Впервые он был опубликован в 1978 году и стал первым документом, регламентирующим проведение оценки проектов.
  • BFM Group – стандарт одноименной компании, который по сути представляет собой расширенный вариант структуры UNIDO и дает инвестору полную информацию о финансовых показателях компании.
  • TACIS – стандарт, разработанный в рамках программы Евросоюза по поддержке предпринимательства в странах СНГ.
  • KPMG – детище одной из крупнейших консалтинговых компаний в мире. Основное внимание в структуре уделено маркетинговой и финансовой частям, гораздо меньшее – техническому разделу.
  • ЕБРР – стандарт Европейского банка реконструкции и развития, актуальный для средних и крупных предприятий, планирующих получить кредит.

Чтобы увидеть разницу стандартов достаточно посмотреть на предложенную ими структуру бизнес-планов:

UNIDO BFM Group TACIS KPMG ЕБРР
Резюме Меморандум о конфиденциальности Регламентирование авторских прав Меморандум о конфиденциальности Меморандум о конфиденциальности
Описание отрасли и компании Резюме Краткое описание Резюме Резюме
Описание товаров или услуг Компания Предприятие и его общая стратегия Товары и услуги Предприятие
Продажи и маркетинг Предпринимательская среда Маркетинговая стратегия Анализ рынка и отрасли Проект
Производство Характеристика продукта Производственная стратегия Целевые рынки Финансирование
Организационная структура Анализ рынков сбыта Система управления предприятием Стратегии рекламы и продвижения Приложения
Финансы Конкуренция и конкурентные преимущества Финансы Управление
Оценка эффективности проекта Организация внешнеэкономической деятельности фирмы Анализ факторов риска Финансовый анализ
Гарантии и риски компании Маркетинговая стратегия Приложения Приложения
Приложения План продаж
Производство
Организационная структура и менеджмент
Инвестиции, стратегия и источники финансирования
Финансовое обоснование
Приложения

 

Интересно! Если документ нужен для получения инвестиций, стоит заранее уточнить требования к нему потенциального кредитора. Подробную инструкцию, как составить бизнес-план, ищите на официальных сайтах банков, фондов, ведомств. Если вы сделаете документ не по стандарту, он будет отклонен.

В российской предпринимательской среде самым популярным по-прежнему остается UNIDO. Поэтому рассмотрим, как составить бизнес-план, именно по стандарту ООН – читайте пошаговую инструкцию.

Основные разделы бизнес-плана

 

Резюме

Важная часть документа, по которой инвесторы судят о перспективности всего проекта. Если резюме окажется недостаточно убедительным, банк может отказать в кредите, а покупатель отказаться от подписания сделки.

В самом резюме тезисно стоит описать:

  • для нового проекта – актуальность идеи, потребности рынка, суть предложения, обоснование его успешности;
  • для действующей компании – цели проекта, точки роста, финансовое положение компании, стратегию.

Резюме должно кратко ответить на все вопросы инвестора или учредителя: какие вложения потребуются, сколько времени пройдет до достижения самоокупаемости проекта, на какую прибыль можно рассчитывать. Все следующие разделы подтвердят и расшифруют тезисы, представленные в резюме.

Интересно! Резюме – первый раздел проекта, но удобнее составлять его после того, как сделан весь бизнес-план.

Описание отрасли и компании

Раздел должен рассказать об:

  • отрасли экономики, ее перспективах в тех регионах, где работает предприятие;
  • компании – ее положении на рынке, конкурентных преимуществах, миссии и принципах.
Интересно! Провести исследование ниши стоит до того, как создавать бизнес-план. Если планируется работа на локальном рынке, достаточно изучить целевую аудиторию и конкурентов (их условия работы, прайс-листы). Крупным игрокам лучше заказать исследование отрасли в консалтинговой компании.

Описание товаров и услуг

В этом разделе нужно описать все виды товаров (услуг), которые производит предприятие. Хорошо, если у вас есть фотография или чертеж продукта, чтобы можно было продемонстрировать образец. Удобнее всего представить информацию в табличном виде, предусмотрев пункты:

  • название товара (услуги);
  • краткое описание;
  • отличия от продуктов конкурентов;
  • возможность оформления патента;
  • лицензирование;
  • степень готовности к выпуску;
  • сертификаты;
  • безопасность, экологичность;
  • упаковка, условия поставки;
  • гарантии, сервисное обслуживание;
  • утилизация товара после окончания срока эксплуатации.

Выше перечислены все возможные пункты. Использовать их все необязательно. Выберите только те, которые актуальны для вашей фирмы.

Продажи и маркетинг

Разделы бизнес-плана

Нужно убедить инвестора в том, что на вашу продукцию будет спрос. Например, если вы оказываете услуги по ремонту медицинской техники, в разделе стоит расписать, каким городским клиникам может быть интересно это предложение. Если планируете выпускать мобили для новорожденных, придется детально изучить пожелания родителей к товару, составить перечень всех возможных каналов сбыта, разработать примеры креативов для первой рекламной кампании.

План производства

Один из самых объемных разделов. Включает такие пункты:

  • общие сведения о технологиях, оборудовании;
  • планируемые объемы производства;
  • расходы на оплату труда персонала;
  • расходы на закупку сырья, материалов, комплектующих;
  • расчет себестоимости каждого вида товара (услуги).

Организационный план

Писать в разделе стоит о том, какая иерархия в вашей компании: какие подразделения нужно выделить, как разные отделы будут взаимодействовать друг с другом. Удобнее всего представить организационную структуру схематично, в виде дерева. Сразу будет понятен состав управленческий команды, зоны ответственности сотрудников.

Финансовый план

Финансовый план компании в бизнес-плане

Если резюме проекта заинтересует инвестора, он сразу перейдет к финансовым планам. Поэтому предоставьте здесь полную информацию:

  • затраты на этапе открытия предприятия или обоснование величины вложений для проведения модернизации;
  • постоянные, переменные затраты текущего периода;
  • планируемый объем продаж;
  • анализ денежных потоков;
  • расчет точки безубыточности предприятия;
  • прогнозный баланс.

Оценка эффективности проекта

На основании финансовых расчетов можно делать выводы о привлекательности проекта для всех участников. Например, сотрудники банка, чтобы принять положительное решение о кредитовании, должны убедиться в том, что проект жизнеспособен, а заемщик сможет вовремя погасить долг. Акционерам интересно, как изменится величина дивидендов после закупки нового оборудования. Предприниматель, увидев величину чистой прибыли, сможет принять окончательное решение о целесообразности запуска проекта.

Гарантии и риски компании

Планом должны быть предусмотрены предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства. Также продумайте гарантии возврата средств инвесторам, партнерам.

Приложения

Чтобы не увести читателя от главного к частностям, все наглядные материалы лучше вынести в отдельный раздел. Пронумеруйте документы, фотографии, чертежи, объемные таблицы и просто оставьте на них ссылку в тексте.

Интересно! В инструкциях, как написать бизнес-план редко прописывают рекомендуемый объем документа. Тем не менее, это важно. Слишком объемный документ вряд ли инвесторы станут дочитывать до конца. Слишком сжатый выглядит недостаточно убедительным. Поэтому оптимальный объем составляет 30–40 листов.

Бизнес-план для предприятия: в чём особенности

 

Бизнес-план для предприятия: в чём особенности

Крупные и средние предприятия в стратегическом планировании чаще прибегают к методике KPMG. Она дает исчерпывающие ответы на те вопросы, которые интересны акционерам, менеджменту сотрудникам фирмы.

Когда цель создания документа – получение инвестиций, подойдет методика EBRR. Создание документа по этому стандарту очень трудоемко, так как предполагает сбор информации о компании с момента ее основания. В плане нужно отобразить все изменения финансового состояния предприятия, проведенные реорганизации, модернизации, смену собственников, управляющих, данные о возможных судебных спорах.

Бизнес-план для малого бизнеса

Бизнес-план для малого бизнеса: особенности

Микробизнес связан с ограничениями: финансовыми и человеческими. Поэтому разбираться, как сделать бизнес-план, предпринимателю придется самому с нуля.

Особенное внимание уделите изучению ниши. В отличие от крупных игроков, микробизнес, за редким исключением, не создает тренды. Задача предпринимателей – прочувствовать среду, уловить потребность. Яркий пример: вы не сможете убедить жителей небольшого периферийного города покупать вкусный кофе по цене 300 рублей за чашку. Но можете получать пассивную прибыль, если установите кофейные автоматы в сети продуктовых магазинов.

Другая важная особенность микробизнеса – чувствительность к любым изменениям среды и относительно небольшие резервы. Это значит, что любая управленческая ошибка, которую сделала небольшая компания грозит стать фатальной. Поэтому предпринимателю сразу стоит подумать о возможностях быстрого перепрофилирования, продумать варианты изменения маркетинговой стратегии.

Заключение

Даже зная, как составить бизнес-план для малого бизнеса, начинающие предприниматели часто пренебрегают этапом планирования. Увы, интуиция в бизнесе – плохой помощник. И, понадеявшись на авось, большая часть стартапов закрывается в первый же год своей деятельности. Поэтому единственно верный подход: сначала все просчитывать и лишь затем приступать к реализации.

Подписывайтесь на наш Telegram канал

И читайте последние новости, статьи и прогнозы от MBFinance первыми

Подписаться

Добавить комментарий

Ваше имя
*
code

17.03.2023
Поделиться:
Курсы криптовалют
Брокеры
Популярные статьи

Курсы валют

Доллар USD (ЦБ): 93.44 -0.65
Евро EUR (ЦБ): 99.58 -0.95
Доллар USD (MOEX): 93.18 -0.69
Евро EUR (MOEX): 99.39 -0.67