Почему подорожали машины и стоит ли покупать автомобиль в 2023?
В 2022 году российские потребители были шокированы очередным ростом цен на автомобили. Сам авторынок под действием санкций и геополитической нестабильности пережил стресс и претерпел сильные изменения. Сократилось предложение, ушли популярные бренды, достать машины стало труднее. У покупателей появилась неуверенность в том, стоит ли теперь покупать машину или лучше подождать снижения цен.
Рассмотрим, что произошло с российским авторынком, сколько сейчас стоят автомобили и разумно ли ожидать нормализации цен в 2023 году.
Содержание:
Что произошло с ценами на рынке
К 2022 году на автомобильном рынке России можно было наблюдать рост цен в течение последних 2 лет. Все началось еще в 2020, когда пандемия коронавируса вызвала остановку заводов, производящих автомобили и компоненты для них. На карантин останавливались предприятия, производящие чипы. Это привело к дефициту машин у дилеров, а цены выросли, в среднем, на 10%, в зависимости от марки и модели.
В 2021 ситуация с ценами была еще хуже. Дилерские цены на новые автомобили выросли на 20%, но дилеры начали навязывать свои дополнительные опции. Покупатели в итоге приобретали автомобили на 40% дороже. На вторичном рынке цена за 2021 стала выше на 52%.
События автомобильного рынка в 2022 году
После нескольких лет непрерывного подорожания в 2022 году ситуацию осложнила еще и геополитика. События февраля 2022 привели к уходу из страны множества брендов. К декабрю с российского рынка ушли все иностранные производители кроме китайских. Есть и другие причины, почему подорожали машины:
- Остановка официальных поставок запчастей и расходников
- Рост цен на энергоносители привел к подорожанию аккумуляторов, масел и аксессуаров
- Из-за остановки перелетов усложнилась логистика
Остановилось большинство заводов иностранных производителей на территории России. Закрылся завод Renault в Москве, Toyota в Санкт-Петербурге, свернули производство Mazda, Isuzu, встали в простой мощности KIA/Hyundai, Volkswagen.
Как результат, рынок почти полностью перешел к российским и китайским брендам. Остальные распродавали свои уже ввезенные остатки перед полным уходом с рынка. Такая ситуация сохраняется, от нее зависит, подорожают ли автомобили в 2023 году.
Марки — лидеры по удорожанию
Последний раз Autostat публиковал динамику стоимости на российском рынке еще в августе. Тогда лидеры по удорожанию выглядели так:
- Lada Largus: +56,8%
- Volkswagen Polo: +51,6%
- Hyundai Solaris: +45,2
- Hyundai Creta: +43,1%
- Kia Rio: +41,4%
С тех пор некоторые модели перестали производиться и продаваться в России. В октябре остановился завод «Автотор» в Калининграде, на котором собирались Hyundai и Kia. Меньше всего подорожала Lada Granta, которая с начала года прибавила в цене только 13,3%. На это могло повлиять появление упрощенной комплектации без подушек безопасности и системы ABS.
Среди машин с пробегом лидером роста цены является УАЗ Патриот, который подорожал на 37,2%. За ним следуют:
- Toyota Land Cruiser 200: +21,7%
- Toyota Land Cruiser Prado: +18,2%
- Kia Sportage: +15%
- BMW X3: 14,1%
Это касается только машин возрастом до 5 лет. Автомобили старше подорожали не так сильно: средний прирост в этом сегменте составил 8,5%.
Самые дешёвые автомобили на сегодняшний день
У российских дилеров в декабре можно купить новые машины только российских и китайских брендов. В небольшом количестве салонов доступны остатки прошлых партий иностранных автомобилей. Дополнительно продается несколько моделей, ввозимых по параллельному импорту.
- Lada Granta. Самая дешевая модель, ценник на которую стартует с 678 300 рублей, но у дилеров найти ее дешевле 725 000 не получится. По программе льготного кредитования цену на нее можно снизить на 20%.
- Lada Niva Legend. Самый дешевый внедорожник с ценой от 808 900. Также является упрощенной комплектацией, из которой убрали ABS. Подушек безопасности в ней никогда не было. Показывает рост продаж, производственная линия работает бесперебойно.
- Lada Niva Travel. Еще одна упрощенная модель, доступная по государственной программе кредитования. Стоит от 998 900.
- Chevrolet Spark. Ввозится в Россию по параллельному импорту, является первой из этого списка машиной с полноценной комплектацией. Стоит от 1 049 000 рублей.
- Chevrolet Nexia. Еще одна модель, ввозимая по схеме параллельного импорта. У российских дилеров предлагается от 1 119 000 рублей.
- Lada Vesta. Флагман Автоваза, который стоит от 1 121 900. Фактически у дилеров отсутствуют машины дешевле 1,6 млн. Причина в том, что спрос на эту машину сильно превышает предложение.
- JAC S3. Самая дешевая из китайских моделей на российском рынке. Ценник стартует от 1 269 900. У дилеров может предлагаться сильно дороже.
Это самые бюджетные модели на российском рынке. Есть еще немало китайских моделей, которые стоят дороже, но предлагают больше опций и более богатые комплектации.
Отечественный рынок как альтернатива
АвтоВАЗ в 2022 году тоже столкнулся с проблемами: конвейеры предприятия не единожды останавливались. Это происходило еще в 2021 году, когда автопроизводителю не хватало микросхем, но в 2022 остановки стали чаще и более протяженными.
Отечественная компания, вопреки простоям производственных линий, стала лидером по продажам в отсутствие конкурентов. Всего с января по ноябрь было продано 164 636 машин. Это менее половины продаж за аналогичный период предыдущего года, когда было реализовано 350 714. Самой популярной была самая доступная модель, Granta. За ней следуют Vesta и Largus. В итоге, 40% продаж в России в 2022 составили модели АвтоВАЗа. Это рекордная доля, в последний раз такую цифру можно было наблюдать в 2005 году. Российские машины, наряду с китайскими, остались доступны для покупки, хоть и по более высоким ценам.
Дополнительно начали появляться новые производители, но пока выпуск их моделей является больше инфоповодом для новостей. В Москве на бывшем заводе Renault началась сборка новой версии «Москвича». Он заработал только в декабре и за месяц должен выпустить 600 машин. Это будут перелицованные модели китайского производителя JAC.
В Липецкой области должен начать выпускаться отечественный электромобиль Evolute. За декабрь он может выпустить 2000 машин. В следующем году планируется произвести 10-15 000 машин. Это будут относительно дорогие автомобили по цене 2-3 млн рублей.
Проценты по кредитам
Март стал шоковым месяцем не только для авторынка, но и для сферы автострахования. С ростом ставки Банка России выросли ставки по автокредитам российских банков. Они начали предлагать кредиты под 20-25%. Это заградительные ставки, которые отталкивали покупателей. По итогам января-октября 2022 падение автокредитования составило 41%. На это повлиял и дефицит автомобилей: те, кто готов был взять кредит, не находили подходящего варианта для покупки.
Позже ставка ЦБ была снижена, а ситуация относительно нормализовалась. В декабре ставки пришли в норму. В российских банках можно получить автокредит под 8-11% годовых. Размер ставки Центробанка и коммерческих банков определяет, как подорожают автомобили в 2023 году.
Продолжает действовать программа льготного автокредитования. По ней предлагается скидка на авто 20%, а ставка стартует от 2,4%. Для этого необходимо попасть в одну из категорий, на которые рассчитана программа. На электромобили скидка может достигать 35%.
Прогнозы экспертов по ценам на 2023 год
Большинство экспертов, которые высказывались по ситуации с ценами на автомобили, ждут дальнейшего роста стоимости. Нормализации рынка в обозримой перспективе они ждать не советуют.
Андрей Ольховский, ГК «Автодом»
Эксперт не видит предпосылок к снижению цен, ожидает, что в следующем году они вырастут минимум на 10%. Он связывает это с колебаниями курсов валют и усложнением логистики, которое вызвано санкциями. Будут расти расходы поставщиков и цены на машины. Последние товарные запасы должны быть распроданы в первом квартале 2023, дальше стабильные поставки сохранят только китайские производители.
Алексей Стариков, ГК «Авилон»
Ждет, что дефицит продолжится и машины подорожают в 2023 году. Параллельный импорт дает некоторые положительные результаты, но не может полностью закрыть все потребности. Нехватка товара будет главным трендом отрасли и в 2023 году.
Андрей Томышев, Группа компаний Б1
Эксперт уверен, что нынешняя ситуация является крайне сложной, сохраняется много рисков дальнейшей изоляции России, падения доходов и объемов производства. Но в следующие годы авторынок может вернуться к хорошим показателям 2018-2019 годов. Все будет зависеть от усилий производителей и того, как скоро они смогут наладить выпуск новых машин. Свою роль сыграет и интерес к российскому рынку китайских производителей.
Томышев считает достижимыми планы Минпромторга довести выпуск машин до отметки в 1,6 млн штук к 2026 году. Но в 2023 этого не случится, краткосрочно эксперт ставит на сохранение дефицита.
Стоит ли сейчас приобретать авто
В 2023 году факторы, толкающие цены на автомобили вверх, никуда не денутся. Основной причиной является уход производителей и импортеров. Отправлять машины в Россию производителям в нынешних условиях тоже не интересно. Без официального сервиса они не будут давать многолетний дополнительный доход. Поэтому цены будут расти и дальше.
Если в машине есть острая необходимость, то купить ее лучше сейчас, так как впереди цены ждет только рост. В 20-х числах декабря рубль начал дешеветь относительно юаня, доллара и евро, что будет делать машины еще дороже. Также в ближайшее время будут исчерпаны последние складские запасы европейских, корейских и японских автомобилей.
Если торопиться некуда, то лучше покупку машины отложить. Сейчас автомобили в России неоправданно дорогие. Есть шанс нормализации геополитической обстановки и налаживания производства, что может толкнуть цены вниз.
При покупке для максимальной экономии лучше использовать имеющиеся меры поддержки. Льготные автокредиты могут дать хорошую скидку, которая не будет лишней, учитывая, на сколько подорожали автомобили в 2022.
Итоги
Российский автомобильный рынок находится в сложном положении, нельзя прогнозировать даже приблизительное развитие событий. При принятии решения нужно учитывать кризисную ситуацию в экономике и, если уверенности в будущем нет, то лучше пока повременить с покупкой автомобиля.
Статья обновлена 26 декабря 2022 года.
Подписывайтесь на наш Telegram канал
И читайте последние новости, статьи и прогнозы от MBFinance первыми
Подписаться
Рейтинг
Понятно , что поставки должны подорожать но не на сколько же , в два раза. Это от жадности автодилеров. Автодилеры например Тойота в России и Белоруссии установили высокие одинаковые цены на авто. В конце 2022 года еще можно было съездить в Казахстан и купить тойоту по старым цена ,что я сделал. Но сейчас и Казахстане цены такие же как у нас и в Белоруссии.
Рейтинг
Рост цен большей частью обусловлен неуемным аппетитом автодиллерова не, как пишет автор,дефицитом автомобилей, особенно БУшных.