«Крах» российского автомобильного рынка и возможности для его восстановления
В мае 2022 года продажи автомобилей в России уменьшились на 84% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Главная причина такого спада – это нехватка машин у дилеров из-за санкций. Также повлияло и подорожание самих автомобилей. Выпуск легковых автомобилей в мае уменьшился на 97% к тому же периоду прошлого года. Всего в РФ было произведено менее 4 тысяч машин! Это практически равнозначно остановке производства.
Эксперты полагают, что продажи новых автомобилей в этом году уменьшатся примерно в два раза. Производство же уменьшится ещё сильнее. Такого спада в автопроме не было даже в кризисном 1998 году. Поначалу, когда рынок был в состоянии растерянности, речь шла даже о возрождении «Москвича», но потом от этой идеи отказались. Других заявлений пока не было. Возможно, готовится серьёзная программа перестройки отрасли.
Финансовые потери уже гигантские, за следующие годы они могут быть ещё больше. Теряют и компании-производители, и продавцы, и обычные граждане, что не могут купить запчасти и вынуждены ориентироваться на не самые лучшие модели, отказываться от сервисного обслуживания.
Предполагают, что до конца года до 40-50 процентов сервисных центров просто закроются. И это далеко не всё. Понятно, что будут затронуты и тысячи других предприятий, которые связаны с автомобильным бизнесом. А всё это означает сокращения, рост безработицы, падение доходов населения, уменьшение спроса на любые товары, ухудшение показателей экономического роста.
Как к этому шли много лет
Десятки лет государство вкладывало в развитие автомобильной отрасли огромные деньги, прилагало серьезные усилия для привлечения в страну крупнейших мировых производителей. И производство автомобилей было одним из главных приоритетов экономической политики. Программы льготного кредитования и утилизации стоили огромных денег. Да, результаты были не такими плохими. Но вот пришел 2022 год и на первый взгляд на авторынке «можно поставить крест».
Допустимо со многими оговорками сказать, что все это обрушилось в один момент. Разумеется, автомобили будут и производить и продавать, просто финансовые и экономические, технологические и «имиджевые» потери, в том числе будущие, которые получила Россия, просто не поддаются оценке. Это триллионы рублей, ни один эксперт в российских СМИ даже не решается на такую оценку.
Что осталось?
Заводы-производители, конечно, остались, их никто не позволит разбирать на металлолом, это заводы АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ, а также несколько предприятий в Петербурге, Калуге, Калининграде, уже переименованный в «Москвич» «Автофрамос» в Москве и сравнительно небольшие производители в разных городах страны. Почти все они, без особых сомнений, будут продолжать работать. Опасения только по срокам запуска серийного производства и объемам выпуска. Скорее всего, появятся новые производители на базе старых, нетрудно понять, что из Китая, возможно, Индии, Ирана, Бразилии, других стран.
Из продавцов до конца следующего года скорее доживет не меньше половины, объемы сократятся, но постепенно будут расти.
Кто-то из западных компаний будет продолжать сотрудничать, это уже заявлено. Так, «Тойота» в Петербурге не планирует уходить из России и прекращать производство. Нельзя исключать, что ситуация с санкциями за год-два все же урегулируется и ряд производителей вернутся в Россию.
Мощности компаний, которые прекратили производство и продажи, несмотря на заявления чиновников, явно национализируют или будут проведены иные подобные мероприятия, но нетрудно догадаться, что крупные предприятия продолжат работать. Только это будет уже не то. Скорее всего, один из заводов в Петербурге будет производить китайские модели, а «Фольксваген» в Калуге – индийские или те же китайские. Для перестройки производства завода «Москвич» уже определены источники финансирования.
Финансовые проблемы в целом и по отдельным предприятиям выросли в разы. То есть нужны и финансирование текущей деятельности и инвесторы на перестройку производства и продаж. Столько денег у российского правительства нет, пока по финансированию перестройки автопрома и заявлений не слышно, вряд ли удастся найти и нужное количество инвесторов, по крайней мере, в ближайшие годы. Но деньги будут выделяться, скорее всего уже готовится программа «реконструкции» российского автомобилестроения с триллионными вложениями.
О банкротстве АвтоВАЗа или «Группы ГАЗ» никто и не говорит, понятно, что это фактически скорее имеет место, но формально государство такого никогда не допустит. Как и другие автопроизводители: им как обычно в той или иной форме окажут содействие.
Всё восстановится
Естественно, и производство и продажа автомобилей постепенно достигнут прежних показателей. Продажи и импорт восстановятся быстрее, производство позже. Возможности отрасли не так малы, она одна из самых серьезных в мире, такие компании как «Группа ГАЗ» и КАМАЗ пусть с помощью государства всегда смогут нарастить прежние объемы. Для АвтоВАЗ и УАЗ это сложнее, но все скорее всего получат свои доли в государственных программах поддержки, у многих появятся серьезные инвесторы. Видимо, будут специально выделены кредиты, для всех легковых производств скорее всего найдут партнеров в странах Азии.
Выйти хотя бы к концу следующего года на производство 1 миллиона автомобилей реально, тем более, если помогут зарубежные инвесторы. Продажи уровня 2021 года, возможно, восстановятся уже к концу 2023.
Не исключено, что за следующие 2-3 года, даже без изменения ситуации с санкциями, производство и продажи будут близки к уровню 2021 года, впрочем, это лишь версия. В любом случае, конечно, работать и дальше, без переделки производства и сбыта, с «Рено» и «Фольксваген» было бы предпочтительней.
Объемы импорта быстро увеличатся прежде всего за счет китайских производителей. Будут появляться и те же европейские и американские модели с помощью схемы параллельного импорта.
Рынки подержанных автомобилей и запасных частей, скорее всего, даже переживут серьезное оживление, так как на покупку новых машин у большинства граждан не будет достаточно средств. Автосалоны существенно изменят профиль работы, куда больше, чем раньше, ориентируясь на сервис и подержанные автомобили.
Продажи по прогнозам довольно быстро восстановятся, созданные сети сервисных центров просто перейдут на другие модели. Перестройка авторынка займет не менее 2-3 лет.
Но и потери очевидны
Но уже понятно и то, что Россия в мировом автомобильном сообществе резко теряет почти все преимущества, которых, у нее в общем-то никогда особо и не было. Подобное обрушение производства и продаж в мировой истории − очень большая редкость. Россия оказалась на обочине мирового автомобильного рынка буквально за пару месяцев. Вернуться удастся, но финансовая и экономическая стоимость этого процесса с трудом поддаются оценке.
Техническое отставание отрасли будет сохраняться годами, качество всегда было не самым высоким, теперь проблемы в этой сфере явно лишь вырастут. И вряд ли это все оговорки, которые можно будет сделать с новым очень специфическим этапом развития автомобильного рынка страны.
Заключение
Понятно, что этого никто не ожидал, и теперь задачей государства и отрасли становится восстановить производство автомобилей и их продажи как можно быстрее и им это удастся, возможно, уже в следующем году. Сектор сбыта автомобилей просто оказался в крайне трудной ситуации, которая для многих продавцов завершится закрытием. Автопроизводство тоже пострадало крайне сильно. Восстановить в целом не самые плохие позиции России на мировом авторынке, с учетом всех, в том числе технологических и имиджевых аспектов, удастся в лучшем случае через 10-20 лет, и то это маловероятно.
Решение проблем и финансирование ляжет на плечи государства. Оно будет искать инвесторов внутри страны и, скорее всего, в Китае, Индии и других дружественных странах. Восстановление автомобильной отрасли будет сложным, так как бюджет государства ограничен, но есть надежды, что оно привлечёт серьёзных инвесторов. В любом случае, пока спрос на рынке невысок и расти будет медленно.
«Крах» российского автомобильного рынка — термин условный, и всё же это неприятное слово можно применить к ситуации. А ситуация с российским автопромом крайне тяжёлая, и об этом никто не хочет говорить.
Подписывайтесь на наш Telegram канал
И читайте последние новости, статьи и прогнозы от MBFinance первыми
Подписаться