Коэффициент ROA и пример его расчёта
Максимизация прибыли – основная цель любой компании в бизнесе. Рентабельность является относительным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия. Используются разные коэффициенты рентабельности для анализа положения и деятельности компаний как внешними игроками, так и их руководством. Коэффициент ROA – один из самых простых для расчета и доступных при анализе. При расчете используются данные о прибыли и всех активах организации.
Показатель ROA очень популярен среди инвесторов, поскольку его легко рассчитать по данным из открытых источников. Рекомендуется использовать его в комплексе с другими коэффициентами рентабельности (выручки, чистых активов, инвестиций и т.д), чтобы получить более ясную картину. Применять ROA лучше в динамике, чтобы отследить тренд развития предприятия по годам или другим отчетным периодам.
Содержание:
Что такое коэффициент ROA простыми словами
Рентабельность активов или ROA – это расчетный относительный показатель, демонстрирующий эффективность использования в хозяйственной деятельности всех активов предприятия. При расчете в классическом виде берется чистая прибыль после уплаты налогов. В знаменателе коэффициента – собственные и заемные средства организации. Иначе говоря, в знаменателе стоит итоговое число бухгалтерского баланса, что значительно упрощает расчет.
Фактически, показатель ROA – это составной коэффициент, не учитывающий структуру активов. В этом заложены его преимущества и недостатки одновременно. Используется при анализе работы компании в предыдущие годы, а также при планировании финансовых индикаторов на перспективу. Особенно он нагляден при разработке бизнес-проектов.
Формула ROA
Существует несколько альтернативных способов для вычисления коэффициента. Классическая формула расчета ROA выглядит следующим образом:
Чистая прибыль рассчитывается как разница между валовой прибылью и налогами. Ее значение указывается во 2 форме бухгалтерской отчетности «О финансовых результатах» в строке 2400.
Знаменатель в этой формуле – это сумма первого и второго разделов баланса (внеоборотные и оборотные активы). Публичные акционерные общества (ПАО) раскрывают финансовую информацию в открытом доступе согласно законодательству. В формуле указывается среднегодовое значение из 1 формы баланса по строке 1600. Среднегодовой показатель рассчитывается делением на два суммы активов на начало и конец года.
При расчете коэффициента для определенного временного отрезка формула рентабельности ROA выглядит так:
ROA= (Чистая прибыль х (365/Д) / Среднегодовая величина активов) х 100%, где
Д – количество дней в рассчитываемом периоде.
Есть варианты, где в расчетах ROA используется операционная, валовая прибыль или показатель EBITDA.
В знаменатель изредка вставляют только внеоборотный или оборотный капитал. Заметим, что в бухгалтерском балансе раздел «Пассивы» = «Активы», что ясно характеризует коэффициент ROA. Он показывает картину финансов предприятия в целом. В разделе «Пассивы» указаны заемные средства, поэтому ROA показывает также и их эффективность, но только отчасти. Кредитные ресурсы используются в прибыльных компаниях для использования эффекта финансового рычага. С помощью ROA в динамике можно частично увидеть, насколько этот рычаг эффективен.
Пример расчёта
Сначала нужно найти бухгалтерскую отчетность на сайтах раскрытия информации, если предприятие является ПАО. Сейчас несложно получить информацию и для других организационно-правовых форм из официальных платных ресурсов в сети Интернет. Покажем пример расчета ROA на примере одной российской компании. Приведенный вид баланса используется в 2022 году.
На первом этапе нужно рассчитать среднегодовой показатель активов, исходя из данных строки 1600 на начало и конец года. Производится расчет:
При расчете ROA берется значение чистой прибыли на конец года из 2 формы баланса, среднюю прибыльность считать не нужно. Получаем:
Коэффициент вышел высоким, что показывает хорошее использование совокупного капитала компании в генерации прибыли. Однако, при просмотре баланса мы видим, что активы, выручка и чистая прибыль сократились за год. Это доказывает, что одного показателя ROA недостаточно для оценки общей финансовой ситуации и выявления факторов, влияющих на нее.
Разновидности показателей рентабельности
Помимо коэффициента ROA в анализе и планировании активно используются другие показатели прибыльности компании.
ROS
Самый известный и применяемый в оценках – это коэффициент ROS, показывающий рентабельность продаж. Рассчитывается делением чистой прибыли на валовый доход (выручку). На основе указанного выше баланса произведем расчет:
Если известна оборачиваемость активов за год, то можно рассчитать ROA, используя рентабельность продаж. Формула:
Расчет ROA указанным способом помогает проанализировать:
- насколько выручка влияет на формирование прибыли;
- интенсивность использования активов в работе предприятия.
ROIC
Показатель используется для оценки эффективности инвестированного капитала: в расширение масштабов производства, при реализации новых проектов. Этот коэффициент очень полезен при расчетах финансовой части бизнес-плана. При планировании рекомендуется просчитать его на годы вперед.
ROIC – коэффициент эффективности (прибыльности) инвестированного капитала. Формула:
ROIC = СОП / Инвестиции х 100%, где:
СОП – скорректированная операционная прибыль на величину процентов и налогов.
СОП = Операционная прибыль х (1-Налог на прибыль)
Размер уже сделанных инвестиций тоже можно подсчитать на основе отчетности:
Чем выше размер ROIC, тем рентабельнее работают инвестиции.
ROE
Коэффициент рентабельности собственного капитала схож с ROA, только здесь отсутствуют заемные средства.
Собственный капитал юридического лица – это активы за вычетом всех долгов.
При анализе рекомендуется применять все четыре описанных в статье показателя.
Интерпретация ROA
Показатель ROA показывает эффективность использования собственного и заемного капитала, используемых в работе предприятия. Итоговые активы в отчетности в точности совпадают по сумме с общими пассивам (обязательствам). Таким образом, коэффициент ROA можно интерпретировать двояко. С одной стороны, это оценка работы собственного капитала, с другой – эффективность применения заемных средств в деятельности компании.
Размер ROA часто сравнивают со средневзвешенной капитализацией предприятия, а также с рентабельностью собственного капитала. Это делается для получения более четкой картины. ROA всегда меньше ROE, поскольку заемные средства тоже работают в качестве финансового рычага.
Для каждой из отраслей экономики существует свой нормативный процент ROA. Поэтому бессмысленно сравнивать цифровые гиганты, металлургию или машиностроение. Капитализация различается в отличие от сферы деятельности. По ROA сопоставляют компании внутри одной отрасли, например, Газпром с Роснефтью или Samsung с Apple.
Как коэффициент ROA может помочь инвестору?
По словам крупнейшего современного инвестора Уоррена Баффета, ROA сам по себе не может в достаточной мере помочь в принятии решения об инвестиции. Для фундаментального анализа применяются другие коэффициенты. Но полезность ROA неоспорима, особенно если наблюдать его значения в динамике.
Информацию потенциальный инвестор может получить на одном из сайтов раскрытия информации при Банке России или на сайте компании. На международных рынках акционерные общества тоже обязаны выкладывать в открытый доступ основную финансовую информацию. На основе ее можно посчитать ROA.
Анализировать коэффициент нужно в рамках одной отрасли, оценивая динамику по годам. Если некое машиностроительное предприятие показывает хороший ROA в сравнении с конкурентами с восходящим по годам трендом, то следует обратить на него внимания для потенциальной покупки акций.
Следует сказать, что высокий ROA не всегда бывает признаком здоровой финансовой ситуации в компании. Иногда предприятие работает по большей части за счет заемных средств, что отрицательно сказывается на устойчивости компании. В данной ситуации следует проанализировать также рентабельность собственного капитала, ликвидность и другие показатели.
Преимущества и недостатки анализа по ROA
Основные достоинства коэффициента ROA:
- простой, доступный и наглядный расчет;
- универсальность, поскольку используется как руководством компании, так и внешними инвесторами, банками, контрагентами, страховыми компаниями;
- динамика ROA доступно показывает состояние предприятия на протяжении лет с точки зрения использования активов.
Минусы:
- допустимо сравнение по ROA только в рамках одной сферы деятельности;
- зависимость от правил бухучёта, которые иногда искажают картину, поэтому лучше по возможности применять данные управленческого учета;
- необходимость использования ROA совместно с другими показателями для полной оценки финансов компании.
Положительные стороны коэффициента значительно весомее, поэтому он столь популярен.
Заключение
Расчёт ROA довольно информативен при сравнении рентабельности предприятия во времени, а также при сопоставлении компаний из той же отрасли и приблизительно такого же масштаба. Коэффициент показывает эффективность управления активами для получения прибыли.
Подписывайтесь на наш Telegram канал
И читайте последние новости, статьи и прогнозы от MBFinance первыми
Подписаться