Токеномика: определение и руководство
Чтобы хорошо заработать на торговле любым активом, в т.ч. криптовалютами, нужно уметь рассмотреть в стартапе перспективный проект. Для этого используются различные методы финансово-экономического анализа. В профессиональной среде этот процесс называют токеномикой.
Содержание:
Что такое токеномика?
Слово «токеномика» означает расчет экономики токена, оно произошло от двух других: «токен» и «экономика». Процесс позволяет ответить на такие вопросы как: что и как определяет стоимость, т.е. ценность, криптовалюты. Таким образом, токеномика криптовалют – это подробный анализ экономической обоснованности токена.
Токеномика призвана определить экономическую сущность криптовалюты. В то время как ее техническая сущность давно хорошо понятна всем заинтересованным сторонам, экономическая составляющая до сих пор остается не до конца ясной.
Все привыкли к тому, что выпуском денег занимаются национальные экономики, государства. При этом стоимость денег имеет практическую основу даже после отказа от золотого стандарта. Так как котировки показывают уровень развития и конкурентоспособность национальной экономики и фактически являются отражением платежного баланса страны. Государства относительно стабильны, их будущее зависит от многих факторов, и его не сложно прогнозировать.
Токен – это частная валюта, создаваемая в рамках множества мини-экономик. Они, как и правительства, самостоятельно устанавливают правила обращения с активом. Это делает валюты в чем-то более, а в чем-то менее предсказуемыми. С одной стороны, традиционную функцию государства теперь берут на себя многие люди, с другой, экосистемы имеют управляющих, которые более независимы в принятии решений, но ограничены объективными техническими факторами, в основном, возможностями производства.
И все-таки основной фактор развития токенов – это спрос на рынке. Наиболее устойчивы те валюты, авторам которых удалось выстроить сбалансированную жизнеспособную бизнес-модель. Это не так просто, как может показаться, учитывая что токены, по сути, являются многоцелевыми инструментами.
В рамках токеномики могут применяться различные методы анализа и различные классификации для оценки (интерпретации) полученных результатов. William Mougayar, автор известной работы «Блокчейн для бизнеса» (не издавалась на русском языке), и генеральный партнер проекта Virtual Capital Ventures, предлагает следующий подход:
- Токен – это единица стоимости, создаваемая мини-системой для управления бизнес-проектом или бизнес-моделью. Устойчивая бизнес-модель может быть использована для взаимодействия с другими продуктами, т.е. обмена. Распространение способствует распределению выгод и вознаграждений всем заинтересованным участникам.
- Организации ICO делает модель, лежащую в основе токен-модели, более предсказуемой, а также позволяет оптимизировать криптоэкономику (понятие включает механизмы и особенности распределения токенов, структуру продаж и организацию последующего хранения).
- Возможности применения токенов пока не до конца ясны. Это многоцелевые инструменты, которые только начинают использовать масштабно и при этом продолжают охватывать все новые области применения. А потому много плохо прогнозируемых фактов лежит в основе бизнес-моделей.
- Уже существующие токены целесообразно классифицировать по их целям, индивидуальным особенностям и играемой роли. В качестве целей могут выступать: создание собственной экономической модели, повышение вовлеченности пользователей и повышение их заинтересованности, приобретение нового пользовательского опыта, отработка механизмов реализации сделок и способов распределения выгоды. Соответственно, чем более эффективна модель по всем этим критериям, тем более валюта востребована. Объем, качество реализации функций, которые выполняет система (платежная единица и единица транзакции, право собственности, доступ к продукту и многие другие), также характеризует ее устойчивость, перспективность и эффективность. Роли – это валюта, объем прав, обмен ценностями, средство заработка, плата за услуги, функции. Они позволяют определить направления анализа для прогнозирования.
На практике критерием ценности токена может выступать количество эффективно работающих функций. Если непонятно, как использовать конкретный токен в рамках определенной платформы, значит он не готов к этому, т.е. имеет слабые стороны.
Где используются методы токеномики?
Знание основ токеномики обязательно для любого инвестора. Так как без понимания того, каким образом, под воздействием каких факторов формируется цена на конкретную валюту, невозможно прогнозировать тренд и, как следствие, успешно торговать активом. Мнение аналитиков и данные технического анализа не заменяют, а дополняют базовые сведения об активе.
Они тем более важны, что сама токен-индустрия находится в самом начале своего становления, а потому данных для теханализа недостаточно. Информация о том, как менялась цена на протяжении сравнительно короткого промежутка времени, не может считаться достаточной для полноценного экстраполирования. В нашем распоряжении очень небольшая статистическая выборка, при этом не все факторы поддаются количественному измерению. В колебаниях цен присутствует значительная спекулятивная составляющая. По мере становления токен-экономики значительно меняется восприятие криптовалют как актива, инвестор и спекулянты начинают по-другому реагировать на события.
В конечном итоге, мы приходим к тому, что криптовалюта – это такой же актив, как и всякий другой, и без фундаментального анализа с ним невозможно осознанно работать. Поэтому необходимо изучать связанные с ним финансовые и экономические факторы и их влияние на цену. Только после понимания того, как, под воздействием каких факторов формируется стоимость, можно оценить потенциал актива.
При создании проекта с нуля, а не анализе уже готового, применяются тоже правила и принципы. Но в этом случае разработка токеномики фактически является построением бизнес-плана, который можно реализовать на практике.
Составляющие токеномики
Токеномика включает в себя микротокеномику и макротокеномику. Первая отражает индивидуальные свойства сети, а также анализ переменных факторов, приводящих к изменениям функции отдельных частей в блокчейне. Вторая изучает коллективные свойства сети, ее взаимодействие с блокчейн-экономикой, а также третьими сторонами, к которым можно отнести управление, биржи и т.п.
Основные цели токеномики проекта:
- Определить цель токена. Важно понять, для чего создан токен, какие функции он выполняет. Вы явить, стремится основатель проекта просто привлечь дополнительное финансирование на основные нужды или преследует масштабные долгосрочные цели.
- Определить основную функцию токена. Является ли он масштабируемым (систему принято называть масштабируемой, если она достигает более высокого значения TPS, чем другие через изменение механизма консенсуса и/или уточнения отдельных параметров системы). А также можно ли его продавать на бирже.
- Понять, какова справедливая стоимость токена, и насколько устойчива цена актива. Стоимость трудно прогнозировать, так как она зависит от множества внешних факторов. Кроме того, ликвидный токен, как и любой ликвидный актив, подвержен перманентным колебаниям в цене. Если с активом часто совершаются операции, он волатилен. От значительных колебаний может удержать стабильное производство, которое обеспечивает постоянное достаточное количество валюты на рынке.
- Оценить механизм распределения токенов. Произведенный актив может быть распределен между пользователями несколькими путями:
- через начисление вознаграждений майнерами;
- через ICO (первичное размещение на бирже);
- В английском слово означает выброску десанта с самолета. В маркетинге выброска актива применяется для привлечения новых участников. Реализовано мероприятие может быть по-разному, существует два вида эйдропов: поощрительная раздача желающим и автоматическое распределение актива, как правило, после внесения нового правила в протокол.
- Метод, аналогичный AirDrop. Применяется для стимулирования сетевой активности, когда монеты направляются фактически по случайным адресам с целью привлечения новых участников.
Ответив на эти вопросы, можно получить базовое представление о том, как развивается актив, какие факторы влияют на его цену. Более глубокий анализ, включает количественное измерение, изучение его динамики, выявление взаимосвязей.
Как определить хороший токен?
Хороший токен – это перспективный токен, т.е. тот, который по мере развития проекта будет расти в цене. Средствами токеномики можно изучить, какие факторы и как влияют на положение токена на рынке в настоящее время. Какие факторы и каким образом будут влиять на положение актива на рынке в будущем. Какое использование получит токен, и какое место займет.
Критериями перспективного (хорошего) токена являются:
- Практическая польза экосистеме в настоящее время. Под экосистемой принято понимать платформу для разработки блокчейн-проектов некой направленности (выпуск новых монет, обмен данными или ценностями и т.п.). Если на токене уже сейчас можно зарабатывать, т.е. он востребован, или с его помощью создаются востребованные, приносящие доход продукты.
- Устойчивость к инфляции. Чтобы инвестирование не было убыточным, актив как минимум не должен обесцениваться со временем.
- Потенциал и масштабируемость. Проще говоря, если криптовалюта хорошо справляется с наплывом транзакций в единицу времени, то она хорошо, правильно развивается и имеет будущее. Ориентиром может служить биткоин, который стабильно функционирует при 7-ми транзакциях в 1 сек. Наличие потенциала означает наличие развития. Поступательно нарастать должны как спрос на продукт, так и его предложение. Только такой сбалансированный рост может быть устойчивым.
- Высокая и желательно растущая стоимость. Но и просто на стабильном токене можно зарабатывать, торгуя на волатильности. Если спрос небольшой, и он снижается, есть риск обвала котировок.
- Присутствие на биржах. Если актив котируется, а не просто расходится в среде участников сети, он имеет хорошие шансы на дальнейшее развитие.
Такой простой анализ позволяет оценить перспективность. Но на практике пользователи, проводящие анализ проекта, часто сталкиваются с нехваткой открытой информации об активе, и это уже не очень хороший сигнал. Отсутствие открытых данных не позволяет прогнозировать перспективу, а потому несет в себе повышенные риски. Игнорировать этот фактор не стоит. И прежде чем делать следующие шаги в направлении соблазнительной валюты, нужно ответить себе на простой вопрос: кто и для чего скрывает информацию.
Примеры использования токеномики
Если принято решение разработать токеномику для нового проекта, необходимо пройти следующие этапы:
- Выбор платформы.
- Использование платформы для монетизации.
- Практическое (утилитарное) начисление токенов и процесс их начисления пользователям.
При этом токенизация для нового проекта может включать в себя:
- Подготовку к выпуску и создание жизнеспособной структуры.
- Первое коммерческое/некоммерческое предложение токенов.
- Раздача устройств в обмен на токены.
- Сбор и анализ данных о первых результатах работы и последующая корректировка цен в Стоимость листинга на внутренней бирже будет определяться спросом, а вот стоимость самих данных зависит не только от спроса, но и от ряда неэластичных параметров: уникальности, местоположения и др.
- Вторичная продажа токенов участниками на внутренней бирже.
- Покупка компаниями данных за ITR.
- Допэмиссия, обычно осуществляется через год.
Это один из наиболее простых примеров создания токеномики криптовалют, на практике процесс может включать множество детализированных этапов.
Итоги: зачем нужно понимать токеномику?
Говоря простым языком, токетономика – это поиск экономического смысла и экономических перспектив криптовалюты. Понимание открывает широкие возможности для коммерческого использования ресурса (актива, токена). Кроме того, токеномика проекта – это еще и бизнес-план для нового проекта, поэтому ее освоение позволяет создавать и реализовывать жизнеспособные проекты в сфере блокчейн.
Подписывайтесь на наш Telegram канал И читайте последние новости, статьи и прогнозы от MBFinance первыми