Биллинг — что это такое простыми словами
Вы когда-нибудь задумывались о том, как формируется информация о состоянии счета за абонентские услуги, виртуальный сервис? Кто считает ваши минуты и гигабайты? Каким образом осуществляется мгновенное подключение опций в личном кабинете вашего оператора? За всеми этими расчетами и управлением сервиса стоит биллинговая система. Что это такое, как она работает и насколько полезна бизнесу, мы и поговорим сегодня.
Содержание:
Что такое биллинг?
Понятие биллинг произошло от английского «bill», что переводится как «счет». «Billing» означает буквально «выписывать счет» (вексель, чек и пр.). Термин имеет аналогичное обозначение русскоязычного происхождения, которое звучит как «автоматизированная система расчетов» (сокр. АСР).
Итак, биллинг — что это такое простыми словами? Это программное обеспечение, которое высчитывает тарифы для каждого клиента и хранит данные обо всех предоставленных абоненту услугах. Биллинг используется в разных сфера ведения бизнеса, но главным образом – в телекоммуникациях. По сути, это бухгалтерский софт, разработанный специально для операторов сотовой, проводной связи, IT-телефонии, интернет-провайдеров, медийных организаций и пр.
Для чего нужен биллинг?
Чтобы ответить на вопрос, что такое биллинг, рассмотрим три его основных задачи: расчётную, информационную и финансовую.
Расчётные данные
Система «запоминает» и учитывает все услуги, которыми воспользовался абонент, и высчитывает их стоимость. Расчеты ведутся за определенный период, обычно это месяц. В программе формируется информация о тарифном плане клиента, услугах сверх пакета (международные звонки, дополнительные гигабайты Интернета, платные телеканалы). Также система «принимает к сведению» данные о текущих акциях и скидках, информацию об индивидуальных предложениях для клиента.
Биллинг учитывает также все звонки своих абонентов, нахождение в роуминге, услуги, которыми пользуются потребители. Эта информация позволяет рассчитать стоимость предоставленного трафика. На основе полученных данных формируются платежные документы (в том числе и в электронном виде).
Информационный сервис
Биллинговый софт должен собирать данные о своих абонентах, мониторить полученную информацию. Кроме того, система формирует отчеты и взаимодействует с клиентами: управляет уведомлениями, рассылает документы, сообщает об акциях и новых услугах.
Финансовая составляющая
АСР обрабатывает поступившие платежи, выставляет счета потребителям связи. Также система разносит депозиты по учетным записям клиентов. Программа работает с дебиторской задолженностью, способна взаимодействовать с другим бухгалтерским софтом.
Помимо этих основных функций существуют и дополнительные. Современные операторы связи хотят работать с биллинговыми системами, которые обладают удобным интерфейсом. Новые АСР способны обеспечить взаимодействие между разными отделами, формировать прозрачные расчеты.
При этом телекоммуникационные компании стремятся помимо своих основных услуг предоставить абонентам разнообразный дополнительный сервис, функциональный личный кабинет, различные способы внесения платежей. Последовательность операций, предусмотренных в системах биллинга, требует юридическое и банковское обеспечение зачисления платежных средств.
Как устроены биллинговые системы?
Вспомним: биллинг — что это такое простыми словами? По сути, БС обеспечивает автоматические расчеты оператора с абонентами на каждом этапе обслуживания. Подсистемы АСР предоставляют клиентам возможность самообслуживания.
Схема БС довольно проста: коммутатор записывает информацию о соединениях и их продолжительности, а затем обрабатывает данные биллинга. После идет передача полученных сведений в систему расчетов, которая способна учитывать тарифные планы абонентов. Программа выполняет идентификацию вызова, а затем формирует клиентский счет.
В памяти системы при этом хранятся данные не только об услугах и их стоимости, но и сведения о пользователях, заключенных договорах. Кроме того, в базе данных сохраняется история денежных платежей. В случае необходимости система автоматически отключает/ подключает абонента, уведомляет о сроках оплаты услуг, предупреждает о деактивации.
Каждая биллинговая система создается под бизнес-процесс конкретного оператора. По функционалу БС можно разделить на 3 класса:
- для транснациональных компаний;
- для заказов национального масштаба;
- для региональных сетей.
БС настраивается под определенные требования юридического лица, оказывающего услуги связи или иной сервис. Итоговые функции биллинговых систем зависят от технологического цикла предоставляемых услуг. То есть АСР – это не какой-то стандартный продукт с конечным набором опций.
Однако существуют и базовый функционал, которым обладают практические все БС. В него входят:
- операции, выполняемые начальном этапе обработки и анализа информации (данные о вызовах и/ или услугах);
- процессы управления оборудованием сети (подключения, отключения, ограничения абонентов), изменения списка предоставляемых опций и пр.;
- формирование и выставление счетов, тарификация соединений, формирование расчетной базы данных, архивация платежей.
Каждый отдел биллинга обеспечивает слаженную работу своего участка технологической цепочки оказания услуг клиенту. Модульность и гибкость АСР гарантируют подсистемы. Они включают приложения обработки данных, оперативного управления услуг и оповещения абонентов.
Как работает биллинг?
Работа биллинга сотовых операторов
Устроен биллинг процесс так, что данные о каждом абоненте видны системе. Для БС становится известным, где находится абонент, как часто пользуется Интернетом, в какие страны и регионы совершаются звонки. При определенных обстоятельствах эта информация будет раскрыта, например, если речь идет о расследовании преступлений.
Работает БС так: абонент совершает звонок, при этом активируется программа, которая ведет учет времени соединения. Если у клиента повременной тариф, то сумма оплаты может сразу же списаться с баланса. Если у пользователя пакет услуг, то данные о вызове будут просто учтены системой.
Программа автоматически определяет местонахождение человека. Происходит это потому, что каждый телефон, смартфон и иное средство связи обладает уникальным кодом – imei, который не изменяется не при каких условиях. При выполнении звонка происходит авторизация пользователя в сети. Номер серии телефона абонента также может использоваться для блокировки устройства или определения его местонахождения, если он был утерян или украден. Смена SIM-карты при этом никак не влияет на процедуру идентификации пользователя.
Процесс выявления места абонента происходит следующим образом:
- человек совершает звонок, тем самым активируя устройство;
- телефон передает сигнал на станцию оператора;
- с помощью антенн на вышке определяется нахождение устройства.
При этом биллинговая система обеспечивает надежную защиту всей полученной информации. Это значит – биллинг защищает абонента от мошенников, которые бы хотели получить доступ, например, к приложениям мобильного банка и пр.
Работа биллинга в больших проектах
Иногда под биллингом подразумеваются любые платежи за услуги на счёт организаций, занимающихся виртуальными проектами. По сути, интернет-приложения также могут оказывать платный сервис, подписки, определенный контент, дополнительные опции (статус VIP и пр.).
Если это крупный проект, который предоставляет услуги пользователям по всему миру, то у него может быть 50 и более способов внесения оплаты. Это и банковские карты, и SMS-переводы, и различные платежные системы, PayPal. При этом для обработки платежей используются технологии, схожие с теми, что применяются в телекоммуникациях. Серверы обрабатывают входящую информацию, формируют базу данных, собирают статистику, списывают оплату.
Вся система биллинга крупных бизнес-проектов условно делится на 3 больших сектора:
- База – заказ, платёж, услуги и правила их оказания.
- Плагины агрегаторов – обеспечивают взаимодействие между поставщиком сервиса и платежными системами.
- Выбор услуг и их оплата.
При подключении новой платежной системы создается ее плагин. Далее запускается этап тестирования, который также включает проверку взаимодействия с платежными агрегаторами. После выкладки новой интеграции наступает период ее использования и оказания технической поддержки пользователей.
Недостатки биллинговых систем
АСР, которые применяются сегодня, зачастую становятся преградой для запуска новых тарифов, продуктов, видов услуг. Основа биллинговых систем может быть недостаточно совершенной при предоставлении конвергентного сервиса (равнозначные услуги в сетях разного типа). Объемы передачи данных растут, но сети при этом не могут масштабироваться соответствующим образом.
Менеджеры высшего звена крупных телекоммуникационных компаний признают, что сегодняшние БС не соответствуют требованиям рынка. Кроме того, отмечается сложность взаимодействия АСР с другими программами, техническим оборудованием предприятия.
Также сегодняшнему биллингу не хватает возможностей формирования единой оплаты за все предоставленные оператором услуги. Система все еще не всегда позволяет счетам формироваться в режиме реального времени. На текущий момент биллинг требует существенных доработок, которые бы позволили соответствовать прогрессивным технологическим достижениям.
Специалисты отмечают, что современные АСР отличаются по своим функциям, используемому программному обеспечению, техническому обеспечению операций. Нет какого-то единого решения, и вряд ли оно может быть. В каждом случае оператор самостоятельно определяет для себя особенности и функционал БС.
Операторы связывают проблему биллинговых системы с постоянным ростом объема баз данных. При этом закон обязывает телекоммуникационные компании хранить информацию о соединениях абонента минимум 3 года. Если файлы с данными потерпят крах, то их восстановление займет немало времени.
Заключение
Сейчас биллинговые системы стали использоваться не только в телекоммуникациях, но и в сферах бизнеса, которые предоставляют услуги. Обычно сервис предполагает подписку на определенные опции, которые оказываются дистанционно, онлайн. Также биллинг сегодня применяется такими консервативными службами, как ЖКХ. Все больше функций управления теперь доступно пользователям в своих личных кабинетах.
При этом пока БС несколько отстают в обработке требуемых объемов поступающей информации. Однако нет сомнений, что системы расчета будут совершенствоваться и развиваться в ближайшее время, поскольку сфера виртуальных абонентских услуг продолжает расти.
Подписывайтесь на наш Telegram канал
И читайте последние новости, статьи и прогнозы от MBFinance первыми
Подписаться