Что такое роялти: простыми словами

В экономике часто пользуются термином «роялти». Это довольно старое слово, использовавшееся еще во времена средневековья. Когда-то так называлась плата за пользование землей, выделенной королем или местным правителем для различных целей.

 

Современная трактовка

Что такое роялти: простыми словами современная трактовка

Сегодня термин встречается в деловом языке на всех континентах. Объяснить, что такое роялти простыми словами, не трудно. Роялти – это арендная плата за использование объекта, которым может быть совершенно любая локация, недвижимость, другой тип имущества.


Однако, каким бы простым не казалось определение данного термина, как и любой экономический элемент, специфика аренды формируется множеством нюансов. Чтобы в полной мере ориентироваться в данном вопросе, необходимо тщательно изучить ключевые аспекты и особенности данного понятия.

Роялти – это конкретная денежная сумма, которая поступает франчайзеру от франчайзи на регулярной основе. Как правило, платежи осуществляются ежемесячно. Некоторые эксперты склонны идентифицировать само явление роялти при помощи иных формулировок:

  1. Регулярная пошлина;
  2. Использование ценных недр;
  3. Оплата лицензии за использование конкретных недр;
  4. Доходы, которые получает номинальный владелец бренда.

 

За что можно взимать роялти

За что можно взимать роялти

Список объектов, которые можно использовать для сдачи с целью получения роялти, довольно обширный:

  • Офисные помещения любого типа и формата;
  • Франшизы;
  • Земельные участки;
  • Слоганы, логотипы, марки;
  • Любые интеллектуальные работы (литература, музыка, другие типы творчества).

Фактически свою прибыль может получить любой человек, владеющий потенциально ценным ресурсом, интересным для других людей. При этом, объектом может быть и материальные, и интеллектуальные ценности.

 

Нюансы, касательно расчета пошлины

Нюансы, касательно расчета пошлины роялти

Разобравшись, что же такое роялти, необходимо четко разграничивать ключевые элементы, касательно расчета.

Существуют такие виды оплаты:

  1. Брендовый процент. Плата данного формата взимается в том случае, если на товары или услуги бренда действует наценка. Этот процент популярен в розничной торговле и при оптовых закупках;
  2. Процент оборота. Довольно распространенный тип платежей, подразумевающий оплату конкретной суммы, оговариваемой при заключении сделки. В установленный период франчайзеру поступает выплата один раз;
  3. Фиксированный процент. Говоря простыми словами, это сумма,  которая положена владельцу франшизы на регулярной основе.

 

«Классический» роялти в современном бизнесе

«Классический» роялти в современном бизнесе

Поскольку роялти в качестве экономического «инструмента» для ведения успешного бизнеса, используется довольно широко, на практике встречается немало разновидностей данного явления. Процент от оборота и фиксированную цену могут комбинировать, дополнять рекламными платежами.

Вид платежа, размер, временные рамки оплаты, множество других условий и нюансов определяет собственник – владелец той ценности, которая должна принести в будущем прибыль. Говоря простыми словами, авторы франшиз полностью управляют ситуацией.

 

Плюсы и минусы роялти

Плюсы и минусы роялти

Франчайзинг – это возможность зарабатывать на продаже бренда и бизнес-системы, не говоря о банальных схемах работы с недвижимым имуществом. Однако, как в любом бизнес-направлении, роялти имеет свои преимущества и недостатки.

Плюсы для франчайзера

  1. Правообладатель может популяризировать свой бренд, внедрять свои ценности и ресурсы за счет франчайзи;
  2. Возможность осуществить региональную экспансию за счет использования потенциала и особых возможностей франчайзи;
  3. Владелец франшизы получает дополнительную финансовую поддержку для дальнейшего развития своего предприятия и укрепления базовых позиций бренда. Как правило, играют роль две составляющие: это первоначальный взнос (паушальная оплата) и непосредственно сами ежемесячные роялти;
  4. Возможность сформировать солидный рекламный фонд за счет выплат франчайзи;
  5. Франчайзи, по сути, является совладельцем бренда, а не наемным работником. Владелец франшизы может не беспокоиться о заработке и внедрении инструментов для мотивации сотрудников, так как они заинтересованы в развитии торговой марки.

Плюсы для франчайзи

  1. Франчайзи, заполучая уже «раскрученный» бренд и проверенную бизнес-технологию, как правило, уже не столкнется с проблемами, которые возникают на начальных стадиях у новичков. Паушальный взнос и роялти дают возможность получить не только конкретный объект во временное владение. Франчайзи получает ценнейшую информацию, позволяющую выбрать оптимальное место для начала работы, а также использовать маркетинговые наработки и логистические «инструменты», уже доказавшие свою эффективность на практике;
  2. Эксклюзивное право пользоваться известной маркой или раскрученным брендом, получая все преимущества, что и учредитель компании;
  3. Франчайзи получает методическую, а также информационную поддержку, когда в этом есть необходимость. С данной позиции роялти можно рассматривать, как плату за маркетинговую поддержку и партнерскую стабильность;
  4. Высокий уровень конкурентоспособности, поскольку даже если франчайзи новичок, он все равно получает поддержку от партнеров бизнес-сети;
  5. Ни одно малое предприятие не имеет таких широких возможностей для масштабной рекламы своей продукции;
  6. Франчайзи могут воспользоваться кредитными ресурсами.

Минусы для франчайзера

  1. В случае, если один из участников франшизной системы не соблюдает корпоративные законы или же ведет свой бизнес недобросовестно, он вредит, прежде всего, франчайзеру, ставя под удар имидж и «доброе имя» его бренда;
  2. Согласно договору, франчайзи является самостоятельным предпринимателем, который обязуется платить роялти. Однако проконтролировать ключевые аспекты работы нового «звена» франшизной системы очень трудно, к тому же, не всегда возможно влиять на бизнес-поведение нового партнера;
  3. Теряется возможность хоть как-то уберечь ценные коммерческие наработки и корпоративные тайны. Чем больше участников, работающих по франшизной системе, тем выше риск, что секреты успеха станут достоянием конкурирующих предприятий.

Минусы для франчайзи

  1. Довольно ощутимая зависимость от франчайзера в плане основной стратегии ведения бизнеса;
  2. Риск возникновения прямой конкуренции между самими франчайзи в рамках одной франшизной системы;
  3. Сложность адаптации и проблемы с дальнейшим развитием;
  4. Если договор заключен на длительный срок, выйти из системы раньше указанного времени не получится.

 

Нюансы налогообложения

Нюансы налогообложения роялти

Согласно законам РФ, доходы от использования интеллектуальной собственности облагаются налогом (20%). Однако, если речь идет о международных отношения, вопросы об уплате налогов решаются с позиции законодательной базы стран, резиденты которых формируют франшизную систему.

Организовывая систему франчайзинга с целью получать регулярные роялти, необходимо учитывать, что все бизнес-схемы при всем своем маркетинговом совершенстве и продуманности внутренних экономических аспектов, не могут вступать в диссонанс с правовой и законодательной базой той страны, на территории которой осуществляется деятельность предприятия. Все нюансы прорабатываются с учетом отраслевой специфики, региональных особенностей, а также аспектов психологического восприятия, которые имеют склонность доминировать в обществе сейчас. Речь идет не только о вопросах, связанных с налогообложением, но и со всеми «рабочими инструментами» франчайзинга.

Остались вопросы или хотите обсудить статью?
Добро пожаловать на форум MBFinance
Сайты обменники

Вам также может понравится...

комментария 2

  1. Михаил Добронравов:

    Из статьи получается, что роялти – это по больше степени термин для франшизного бизнеса?

    • Илья Сечин:

      Не совсем так, роялти можно платить не только как комиссию за ведение бизнеса, но и за использование других видов собственности, об этом же написано в начале статьи)

Добавить комментарий для Михаил Добронравов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code